Наука и техника Наука и техника - Анализ этических движений
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Анализ этических движений
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
12.08.2011 г.

Анализ этических движений различных эпох позволил бы доказать обоснованность этих мыслей. Но и в XIX, и в XX веках, когда судьбу истории определяли уже четко выраженные политические движения с политическими целями и программами, возникали и продолжают еще возникать этические движения, находящиеся в сложном взаимодействии с политическими.
Усиление этико-мировоззренческих ориентации в культуре общества небеспредпосылочно. Как заметил Б. Данэм, «люди выдвигают перед собой те проблемы, которые можно решить в данных конкретных обстоятельствах. Если движение, ставящее своей целью социальные реформы, рушится, если на какое-то время нет шансов разрешить возникшие проблемы непосредственно, путем переустройства общества, то внимание людей направляется на психологические проблемы, которые резко обостряются своей социальной несправедливостью. Зло, лежащее в основе общественных отношений, осложняет жизнь каждого человека и сказывается в первую очередь на моральной стороне его поведения».

Так, видимо, следует оценить и успехи гандизма - одного из могучих социально-этических движений XX века. Важнейшими чертами гандизма, вытекающими из его   тесной   связи с крестьянскими традициями индийского общества,   является его социальный идеал - сарводайя, т. е. общество всеобщего благоденствия, и метод его достижения - сатьяграха, т. е. ненасильственная борьба. Метод ненасильственного  сопротивления колониальному угнетению, распространявшийся Ганди как единственно истинный,- это принцип ахимсы, выведенный из сферы индивидуальных действий и сделанный средством длительной и целенаправленной массовой борьбы.
Массовое ненасильственные кампании, проводившиеся в 20-40-е годы нашего столетия под руководством Ганди против британского империализма, требовали от их участников большого личного мужества и ставили колонизаторов в затруднительное   положение. Эти кампании быстро революционизировали обстановку во всей Индии, а Ганди сделали авторитетнейшим лидером.
Духовной основой возглавляемого им движения Ганди считал мораль. «Глубокие корни,- писал он,- в моем сознании пустило лишь убеждение, что мораль есть основа всех вещей, а истина - сущность морали. Истина стала   моей   единственной целью. Я укреплялся в этой мысли с каждым днем, и мое понимание истины все ширилось». Религию Ганди также понимал как мораль. О своих исканиях он говорил как о исканиях «духовного или, скорее, морального плана, ибо сущностью религии является мораль».
Распространению гандизма способствовала преданность Ганди своим идеалам. «Ганди... остался верен им до конца своей жизни». Повышению авторитета Ганди как распространителя принципа ахимсы способствует в настоящее время еще и то обстоятельство, что ахимса в международной сфере, если отказаться от ее метафизической подоплеки, означает не что иное, как отказ от применения силы, объявление войны вне закона, т. е. утверждение   принципа   мирных   межгосударственных отношений.
В то же время сам Ганди духовно формировался под влиянием образа жизни и идей своего старшего современника - Л. Н. Толстого. Движение толстовства с его идеей нравственного самосовершенствования было значительным явлением в культурной жизни России - да и не только России - на рубеже двух последних столетий. Широкому распространению идей толстовства способствовали те сильные стороны его учения, которые были созвучны запросам эпохи конца XIX века и все-то XX столетия: его гуманизм, антиэксплуататорская, антикапиталистическая направленность. Современные поколения берут на вооружение идеи дружбы и солидарности, провозглашенные Толстым.
В то же время пример Толстого показывает, что этическая концепция не может быть объяснена как «чистая рефлексия» эпохи. На формирование его   этической   концепции   оказали влияние и Руссо, и Шопенгауэр, и восточные религии, и христианство. Из     азиатских религий - буддизма, даосизма, конфуцианства - Толстой заимствовал те моральные принципы, которые, по его мнению, могли быть руководством для совершенствования каждой отдельно взятой личности. Особенно близки ему были осуждения насилия,   требование   личной нравственной ответственности каждого. Та все, сделанное в обществе, стремление подчинять телесные проявления    высшей духовной добродетели и сосредоточиться на личном самопознаний. Из христианства Толстой взял этические положения, которые одинаково свойственны всем религиям, а именно: равенство людей перед богом, любовь к ближнему, непротивление злу насилием, моральное самосовершенствование, выводимое из необходимости служения богу, и т. п.
Популярности толстовства как этического учения способствовало и то обстоятельство, что оно попыталось «вечные вопросы» интерпретировать так, что это оказалось созвучным ценностным представлениям широких масс людей. «Христианство из морали сделало бога, создало морального бога», - писал В. И. Ленин, вскрывая социально-психологические корни христианства. Л. Н. Толстой в религии также не видит ничего иного, кроме формы выражения моральных запросов. Его учение - религиозно-этическое, но его религия - это не религия в традиционном смысле слова, а во-первых, учение, по его словам, о том, как жить каждому отдельно л всем вместе, следовательно, этическое, и, во-вторых, объяснение,  почему людям надо жить именно так, а не иначе, метафизическое  (философское). Это деление на две части, по мнению Толстого, свойственно всем религиям, но если метафизическая сторона во всех религиях не совпадает, то этическая совпадает. Это свидетельствует о нравственной сущности всякой религии, но только та религия вполне истинна, считает он, в которой эти две стороны не противоречат друг другу, а находятся   в   тесном единстве и соответствии. «В глубине всех   вер,- пишет   Толстой,-  течет поток единой вечной истины. Пускай парсы носят свои таовлды, евреи   свои филактерии, христиане свой крест, мусульмане свой полумесяц, но... это   только   внешние знаки; основная сущность всех религий - любовь к   ближнему - одинаково требуется Ману, Зароастром, Буддой, Моисеем, Сократом, Гиллелем, Иисусом, Павлом, Магометом».
В воззрениях Толстого, с одной   стороны,   можно увидеть гипертрофию этического сознания, того очевидного факта, что нравственные искания и этические размышления   занимают важное место в духовных исканиях как личности, так и в духовной культуре человечества в целом, с другой - связь религий с моралью, которые, действительно, вырастают путем паразитирования на нравственных проблемах, вопросах, мучающих людей. Чем ниже уровень духовного развития личности, тем проще должно быть и объяснение этих   вопросов,   проще и нормативное их выражение. Религиозно-этическая интерпретация «вечных вопросов» самая популярная, самая доступная для неразвитого сознания. В этом смысле Лев Толстой и выразил настроения   русского   крестьянства, и   служил   ему, став его пророком. Эксплуатацию Толстой оценил как нарушение религиозной заповеди любви к ближнему. Это было созвучно настроениям крестьян. «Протест миллионов крестьян и их отчаяние - вот что слилось в учении Толстого». Этика Толстого носит ярко выраженную религиозную форму,   но по своей сути имеет не мистический, а социальный и этический смысл, именно этический: всякое   другое   учение-религия, не имеющая этического содержания,- Толстым отвергается. «Религия не нужна,- говорит он,- если   она   не   нравственна, не ведет к доброй жизни».
В плеяде выдающихся деятелей культуры, продолжающих оказывать духовное воздействие на современные поколения людей, видное место занимает А. Швейцер. Его нередко называют одним из последних (если не последним) «могиканом» тех представителей культуры, чье влияние определялось не силой стоявших за ними масс, «а прежде всего масштабом их собственной личности». Швейцер проповедовал личное благородство в среде, в которой господствуют классовый гнет и обезличенная сила. Своей жизнью, образом мышления и поведением он бросал вызов бездушному миру   буржуазных   отношений. Свои философские и этические идеалы он   отстаивал   путем «непосредственного служения» людям, разместив на территории протестантской миссии в Ламбарене (Габон) госпиталь, в котором лечил больных африканцев  (профессию врача   Швейцер сознательно приобрел в возрасте 38 лет). «Я   решил,- говорил он,- сделать свою жизнь своим аргументом. Я должен защищать то, во что я верю, в терминах жизни, которой я живу, и работы, которую я выполняю. Я должен попытаться, чтобы моя жизнь н моя работа говорили о том, во что я верю».
Именно единство мысли и дела, целостность личности Швейцера воодушевляют всех, кто размышляет о судьбах развития культуры и человеческой личности. «Ни в ком не находил я столь идеального единения доброты и страстного стремления к прекрасному, как в Альберте Швейцере»,- говорил А. Эйнштейн.
На западную интеллигенцию Швейцер продолжает оказывать влияние и как страстный критик буржуазной культуры, нравов и ценностей. «Наше время,- писал он,- для которого стало характерным бездумье, пришло к убеждению, что культура состоит преимущественно в научно-технических и художественных достижениях и может обойтись без этики или ограничиться ее минимумом. Эта упрощенная концепция культуры,- считает Швейцер, - приобрела свой авторитет в общественном мнении, несколько зачастую ее придерживались люди, которым по их общественному положению « научной осведомленности полагалось быть компетентными во всем, что касается духовной жизни... Вместо того чтобы в мышлении выработать разумные этические идеалы, ориентированные   на Действительность, мы заимствовали их у действительности». Что же должна давать культура в подлинном своем   выражении? Швейцер полагает, что «создание максимально благоприятных условий жизни - таково требование, необходимое и само по себе, и для духовного и нравственного   совершенства индивидов, которое является конечной целью культуры.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam