Наука и техника Наука и техника - Проблема индивидуального фактора
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Проблема индивидуального фактора
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Проблема индивидуального фактора
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
26.08.2011 г.

Попытаемся теперь в проблеме индивидуального фактора увидеть личность реципиента этических идей. Различными исследователями замечено, что на восприятие, усвоение, переживание этических идей немалое влияние оказывают особенности личности потребителя этих идей. Очевидно, что для психически здорового человека, для человека в юном возрасте неприемлемы идеи заброшенности, одиночества и т. п. И, наоборот, эти идеи могут оказаться как раз созвучными человеку, пережившему драму или трагедию сознания.

В кризисных ситуациях, при крушении   идеалов   или   надежд, при нарушении здоровья людям оказываются созвучны пессимистические этические учения. Известно, что в условиях патологии в силу нарушения психосоматического взаимодействия творческая   роль сознания, целеполагание,  духовный «настрой» личности   нередко искажаются   и   ограничиваются. Духовное состояние соматически больного человека можно охарактеризовать как «переживание стесненной свободы». В противоположность болезни здоровье вырабатывает у человека своеобразный «иммунитет» против пессимистических настроений, помогает преодолевать ошибочные взгляды и чувства (например, религиозные), служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов. Жизнь в условиях нормы пробуждает у личности интерес к новым духовным ценностям, является необходимым условием культурного развития человека. Н. А. Добролюбов здоровье назвал необходимой естественной основой  для  «возвышенной духовной      деятельности».
Г. В. Плеханов отмечал, что лишь здоровые люди   способны правильно понять смысл жизни, что «физически и нравственно здоровым людям свойственно жить, работать, учиться, бороться, огорчаться и радоваться, любить и ненавидеть, но вовсе не свойственно плакать над неразрешимыми вопросами».
К этическому наследию прошлого люди обращаются в силу необходимости удовлетворения потребности смысла жизни. К.Обуховский считает, что потребность смысла жизни присуща каждому взрослому человеку, «без ее удовлетворения он не может нормально функционировать, не может мобилизовать всех своих способностей в максимальной степени». От удовлетворения потребности смысла жизни зависит, включается ли человек активно и творчески в исторический процесс, или пассивно подчиняется ему, или, сломленный его напором, поддается усталости и в результате губит себя. Одни люди в неосознанной форме находят удовлетворение потребности смысла жизни, другие - в осознанной. Последняя представляет собой «утонченную, высшую форму удовлетворения потребности смысла жизни» и выражается в «принятии какой-либо
общей этико-философской позиции». Эта «философия жизни» нередко «опирается на сложные рассуждения и даже на философскую или теологическую «эквилибристику».
Обыденное сознание смысл жизни чаще всего связывает с ощущением свободы - отсутствием стеснений для удовлетворения естественных потребностей, свободы выражения своих чувств, мыслей, свободы для развития стремлений и наклонностей и т. п. «Потребность в свободе,- пишет А. Г. Мысливченко,- глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью природы человека как существа творчески деятельного,, реализующего поставленные перед собой цели на основе познания объективной необходимости, посредством свободно-сознательного проявления своей воли. В ряду человеческих сущностных сил свобода занимает особое место, ибо без нее человек не может осуществить свою социально-деятельную сущность, практически реализовать намеченные цели, развивать себя как личность».
Потребность свободы является   важнейшей   предпосылкой этического рефлектирования и восприятия этических идей, акцентирующих внимание на   условиях   развития   человеческой личности. Этическое рефлектирование оказывается при этом пособом внутреннего самоутверждения человека в столкновении с обстоятельствами. С помощью   рефлектирования  человек принимает решения, которые дают ему ощущение внутренней свободы. Когда же человек оказывается неспособным обосновать для себя решение действовать, оказывается внутренне несвободным,- в таких ситуациях   возникают   драмы сознания. Это периоды повышений этической оценки   общественных явлений, процессов, организационных структур и методов управления, стиля и образа жизни и т. п. Это периоды активного нормотворчества, исходящего от личности. Драма личности так или иначе затрагивает нравственное   мироощущение окружающих, стимулирует процесс этического размышления над поведением, нормами морали, целями и средствами деятельности, конфликтами, столкновением ценностей.
Драмы сознания имеют место там, где есть противоречия. Люди по-разному воспринимают мир, в котором живут. Для одних он - «естественное состояние», другие видят в нем незавершенность, поле для своей деятельности; одни пассивно исполняют уготованные для них предшествующим уровнем экономического и социально-политического развития роли, другие не мыслят своей жизни без творчества, активного вмешательства в общественные процессы. Активизм неизбежно вызывает столкновение с устоявшимся, с незавершенным, несовершенным,. столкновение идеала с действительностью. Подобные противоречия имеют место и в условиях социализма. «Взаимоотношения между людьми чреваты гораздо более многочисленными противоречиями, удовлетворяют гораздо больше потребностей, чем это предполагалось вначале в теории социалистического общества. Здесь, в частности, речь идет о сложной связи между экономикой, моралью и политикой, о проблеме равенства и неравенства в широком смысле, господства и подчинения, власти, коллективизма, индивидуализма, о проблемах соперничества, соревнования, оценки себя и других и о всем разнообразии суждений морального, политического и экономического содержания».
Эти противоречия людьми активно переживаются, порождают специфические чувства, мысли, страсти. Разрешая противоречия практически - в разнообразных видах своей деятельности, люди тем самым и объективно, и субъективно расширяют границы своей свободы, от ощущения стесненной свободы переходят к мироощущению внутренней свободы. Таким образом, потребность во внутренней свободе - положительное духовное состояние, стимулирующее жизненную активность.
Правда, у некоторой части людей при социализме потребность во внутренней свободе, и соответственно способность к этическому мышлению,  оказывается   ограниченной в силу того,  что их сознание еще не освободилось от ненаучных, мифологизированных или просто   обывательски-конформистских   представлений (например, религиозные предрассудки, суеверия, нежелание мыслить и действовать самостоятельно, брать на себя ответственность и т. д.). Это, в свою очередь, сужает возможность сознательного, творческого отношения к делу, ограничивает активность личности. А без этих качеств    не    может   быть успешного строительства коммунизма. В. И. Ленин предсказывал, что каждый новый этап строительства нового  общества, решение каждой новой исторической задачи потребуют «не простого повторения заученных лозунгов... а некоторой инициативы, гибкости ума, изобретательности, самостоятельной работы.,.». В решениях XXIV съезда КПСС подчеркивалось, что «партия не приемлет пассивности и равнодушия», а каждый коммунист обязан быть «сознательным и активным бойцом партии». Еще более убедительно призыв к активной жизненной позиции прозвучал   на   XXV съезде КПСС,  в решениях  XVIII съезда ВЛКСМ, в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.). Партия сформулировала конкретные формы проявления социальной и моральной активности: искоренение таких нередко бытующих еще в нашей жизни враждебных социализму уродливых пережитков прошлого, как стяжательство и взяточничество, стремление урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бесхозяйственность и расточительство, пьянство и хулиганство, бюрократизм и бездушное отношение к людям, нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка.
Подводя итог обсуждению проблемы детерминации этического сознания, можно сказать, что совокупность социальных факторов, определяющих процессы этического рефлектирования во всех его видах - от оценки до законченной моральной доктрины, многообразна и противоречива, что делает этическое сознание единством знания и оценки, целеполагания, прогноза, концепцией должного, констатацией сущего и представлением об идеале, моделью более совершенных нравственных отношений. Этическое сознание - это специфический вид социального познания, повернутый в плоскость освоения ценностных свойств общественных отношений с позиций блага. Переплетение социально-необходимого и личностного придает этическому сознанию, своеобразие общезначимой программы действия, духовного ориентира, в котором видится не сухая формула жизни, а апробированное личным опытом человека решение. Это делает этическое сознание не только продуктом культурно-исторической среды, но и компонентом развивающегося культурного освоения человеком мира и самого себя.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam