Наука и техника Наука и техника - Здравый смысл как метод этического эмпиризма
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Здравый смысл как метод этического эмпиризма
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Здравый смысл как метод этического эмпиризма
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
30.09.2011 г.


Одной из решающих предпосылок преодоления рефлективного знания является рассмотрение нравственности как некоего элемента социальной организации, части целого социального организма. Однако не всякое рассмотрение морали «извне» делает этику научной в глубоком смысле этого слова. Мышление о предмете, его познание могут осуществляться на уровнях различной глубины. Способ рассуждений, ведущий к раскрытию сторон и свойств предмета, может быть адекватным и неадекватным структуре и природе исследуемого предмета. В этическом познании, как и вообще в познании человеком мира, можно выделить два уровня, различающихся друг от друга по логической глубине, - обыденное и теоретическое познание. Обыденное познание, взятое со стороны его метода, есть здравый смысл.

 Последний определяется как гносеологическая форма обыденного сознания, причем такая форма, в которой обыденное сознание реализует свои максимальные теоретико-познавательные устремления, пытаясь выступать в качестве универсального метода познания. Обыденное сознание как знание и некий способ получения этого знания и является здравым смыслом.
Здравый смысл как метод мышления характерен для всей истории философии - начиная с софистов, Аристотеля и кончая современным неопозитивизмом. Здравым смыслом, образно выражаясь, «болела» вся домарксовская философия, в особенности философия XVII-XVIII веков, которая воинственно претендовала на абсолютную истину, опираясь исключительно и сознательно на здравый смысл как метод познания независимо от того, шла ли речь о явлениях физических или явлениях моральных. Апелляция к здравому смыслу человека в тот период была прогрессивной попыткой выработать новый метод познания и объяснения, который был бы свободен от «призраков рынка» (Бэкон).
Здравый смысл человека «...противился влиянию идеологических предрассудков и полагался на свои простые интуиции, стремясь развить их до уровня отчетливого понимания». Философы той эпохи здравый смысл рассматривали в качестве одного из основных свойств «природы человека». «Способность правильно судить и отличать истинное от ложного - что, собственно, и именуется здравым смыслом или разумом, от природы у всех людей одинакова»,- писал Декарт.
Гносеологические достоинства здравого смысла П. Гольбах видел в том, что это такой «способ суждения, который простейшим путем ведет к познанию простейших истин, позволяет отвергнуть наиболее вопиющие нелепости и выявить явные противоречия».
В этих определениях сказано все о сильных и слабых сторонах здравого смысла. Этика здравого смысла зафиксировала в морали прежде всего то, что лежит на поверхности,- моральную автономию личности и необходимость человеческого общения. Опираясь на этот факт, Т. Гоббс смог сформулировать целый ряд моральных норм как общеобязательных в общении между людьми: «поступай по отношению к другим   так,   как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; «люди должны выполнять заключенные ими соглашения»; «человек, которому другой оказывает благодеяние, должен стремиться к тому, чтобы оказывающий благодеяние не раскаялся»; «всякий человек должен признавать других равными себе от природы» и др. В этих   нормах - обобщение обыденных представлений о простых   обязанностях людей по отношению друг к другу. Однако здравый смысл не может быть надежным путеводителем в нравственной практике и объяснить, почему, скажем, норма «ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом высказывать ненависть или презрение другому», представленная Гоббсом как абсолютная истина, в действительности оказывается относительной, пригодной лишь в ограниченных рамках общения, а в других, где сталкиваются мировоззренческие и классовые позиции, нравственными оказываются именно ненависть и презрение к носителю реакционного мировоззрения и изживших себя социальных отношений.
У философов нового времени здравый смысл имеет два значения. Первое - здравый смысл как обыденное мышление, используемое людьми в повседневной жизнедеятельности. Он проявляется здесь как непосредственно-практическое мышление, которое выполняет функции ближайшего ориентира индивида в окружающем мире. В этой модификации здравый смысл предстает как совокупность норм и правил социального поведения, рецептов практической деятельности, обычаев, традиций и т. п. Второе значение - здравый смысл как метод научного мышления.
Оценивая здравый смысл в категориях гносеологии, можно сказать, что он как метод этического познания дает одностороннее знание о нравственных отношениях. Ввиду   сложности, противоречивости и многогранности   такого   явления,   каким выступает перед исследователем мораль, здравый смысл составляет необходимый момент   диалектики   познания   морали. Здравый смысл дает знание многообразия эмпирически наблюдаемых нравственных явлений, мотивов человеческого поведения конкретной эпохи, общества, класса. Однако заблуждение здравого смысла состоит в том, что это знание преподносится как истина в последней   инстанции,   как «общечеловеческое», как проявление «природы человека». Здравый смысл не способен увидеть диалектику нравственного развития, классового и общечеловеческого, изменчивого и устойчивого, общеисторического и классово-преходящего. «Весь грубиянский характер «здравого человеческого смысла», который черпает из «гущи жизни» и не калечит своих естественных наклонностей никакими философскими или другими научными занятиями, сказывается в том, - писал К. Маркс, - что там, где ему удается заметить различие, он не видит единства, а там, где он видит единство, он не замечает различия.   Когда он   устанавливает различающие определения, они тотчас же окаменевают у него под руками,   и   он усматривает   самую   вредную   софистику в стремлении высечь пламя из этих окостенелых понятий, сталкивая их друг с другом».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam