Наука и техника Наука и техника - Абстрактно-философский способ
  14.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Абстрактно-философский способ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
21.10.2011 г.

Абстрактно-философский способ этического   мышления   и   его исторический   вклад в познание природы нравственности
В рамках абстрактно-философского мышления были поставлены глубокие социальные проблемы. История этики, как и история философии в целом, содержит богатый поучительный материал, теоретическое осмысление которого способно приблизить к правильному пониманию актуальных проблем современного мировоззрения, духовной жизни.   «Что такое философия Декарта, Спинозы, французских материалистов, Канта, Гегеля, Фейербаха и т. д.? - спрашивал П. В. Копнин. - Можно ли отношение между марксистской   философией и домарксистстской в лучших ее направлениях представить аналогично отношению химии и алхимии, науки и магии?

Упрощенность такого взгляда вряд ли вызывает сомнение, хотя и магии в философии было предостаточно. Марксистская философия является продолжением предшествующей философии, и прежде всего материализма, который для своего времени носил научный характер... Следовательно, просто отрубить домарксистскую философию как ненаучную, находящуюся на уровне обыденного создания, нельзя. Это не будет соответствовать действительности».
Казалось бы, это не относится к этике, поскольку отсутствие материалистического понимания общества делало и этику ненаучной. Однако в силу относительной самостоятельности морали как объекта исследования и «вечности» ряда ее проблем, опыт этического обсуждения этих проблем в домарксистской этике не потерял значения и для наших дней. Домарксистская этика не только поставила многие реальные проблемы этической науки, но и дала им абстрактно-теоретическое решение. Нужно бережно относиться к этическому наследию прошлого, освободить его от мелочной и подчас вульгарной критики, от третирования его многих продуктивных идей только на том основании, что «они были высказаны в прошлом». Это относится к становлению и развитию теории эвдемонизма, кантовскому пониманию специфики моральной сферы, гегелевскому анализу диалектики права и морали, морали и нравственности и др.
В нашу задачу не входит детальный анализ названных концепций (эта работа проделана в ряде исследований других авторов), здесь важнее другое: попытаться выделить некоторые из тех идей, которые в абстрактной форме отражают сущность нравственных явлений или понимание самой нравственности.
На сегодняшний день, нам представляется, заслуживают переоценки основные идеи эвдемонистической этики материалистов XVIII-XIX веков, а также кантовское понимание специфики нравственной сферы.  
В философской литературе уже дано объяснение тому обстоятельству, почему многие актуальные проблемы в XVII-XVIII веках были высказаны и решены в абстрактно-теоретической форме. Философы нового времени, откликаясь на актуальные запросы своей эпохи - эпохи буржуазных революций, эпохи реализации (так они оценивали приход революций) идеалов гуманизма, выработанных Возрождением, преклонялись перед человеческим разумом и наукой, верили в прогресс Разума и Просвещения, но «никак не могли вверить эти высокие принципы конкретному человеку той же эпохи, поскольку вполне основательно считали се кровавой и погрязшей во зле. Противоречивая историческая ситуация, соединяясь с неразвитостью социального знания, толкала мыслителей XVII столетия к абстрактно-философским размышлениям даже там и тогда, где и когда требовалось сформулировать конкретно-исторические социальные проблемы». И позднее, в XVIII веке, французские энциклопедисты решение поставленных ими проблем (например, гармонии личности и общества) мыслили в новом
обществе, которое создаст и нового человека.
Кант рисует нравственный облик этого нового человека, который будет руководствоваться категорическим императивом и относиться к другому человеку как к цели, но никогда как к средству, Нравственные отношения брались в их, так сказать, «чистом виде», освобожденном от влияния жизни, ее проблем, противоречий и т. п. Мораль не существует без влияний жизни, без ее властного зова и корректив; но, отвлекаясь от эмпирии жизни, выдвигаемые моралью проблемы можно рассматривать и. в «чистом виде» («рафинированная мораль»), или предложить их решение в «идеальном обществе». Таков, по существу, путь Канта и теоретиков разумного эгоизма.
Эмпирическое знание о счастье и его месте в системе мотиваций человеческого поведения было выработано еще в античной этике. Этика нового времени проделала большую работу по созданию теоретического знания о счастье, высказала ряд таких идей, которые почти в неизменном виде либо вошли, либо могут войти в марксистское конкретно-теоретическое знание о счастье. Наша задача при этом должна состоять в том, чтобы показать отличие абстрактно-теоретического от конкретно-теоретического понимания счастья. Это позволит более объективно оценить теорию разумного эгоизма, разработке которой в той или иной степени способствовали почти все крупнейшие философы прошлого и в особенности французские материалисты XVIII века, Н. Г. Чернышевский и П. Л. Лавров.
Теория разумного эгоизма, как и теория эвдемонизма, исходит из представления о том, что счастье каждого отдельного человека возможно только при условии счастья других. Следовательно, борьба за счастье других есть необходимый элемент борьбы за личное счастье. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне и какими бы волнами ни лилась через край, - писал В. Г. Белинский, один из приверженцев теории разумного эгоизма, - она неполна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества... Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем...».
При историческом подходе к теории разумного эгоизма в ней следует прежде всего видеть абстрактно-теоретическое решение проблемы гармоничных взаимоотношений людей в обществе. Ее можно интерпретировать как теорию о необходимости наполнения личных интересов общественным содержанием и в то же время как теорию свободного выполнения людьми требования, содержащегося в «золотом правиле» нравственности. Теория разумного эгоизма - логическое продолжение категориального осмысления проблемы положения человека в мире, индивида в обществе; она представляет собой как бы новый виток в категориальном осмыслении проблемы соотношения необходимости и свободы, взятой на сугубо этическом уровне, освобожденном от оптологизации и гносеологизации. Это - теория повышения в человеке собственно моральности, одухотворения его поступков, мотивированности действий; ее можно рассматривать как свидетельство возрастания в обществе роли моральной регуляции, роста самосознания, чувства собственного достоинства и осознания абсолютной ценности человеческой личности как таковой.
«Ясно понятые интересы личности,- писал П.Лавров,- требуют, чтобы она стремилась к осуществлению общих интересов... Поэтому, истинная общественная теория требует не подчинения общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слития общественных и частных интересов. Личность должна развить в себе понимание общественных интересов, которые суть и ее интересы...».
Интерес развитого человека, подчеркивал А. И. Герцен, «только и состоит в участии в общем деле - он доволен, если оно идет хорошо, т. е. и с перерывами, но к цели». Отмечая, что эгоизм может быть «высокий» и «низкий», Герцен пишет: «Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он-то и есть его любовь к науке и искусству, к ближнему, к широкой жизни, к неприкосновенности... Вырвать у человека из груди этот эгоизм - значит вырвать живое начало его, закваску, соль его личности...». И, как бы опасаясь, что его взгляды могут быть вульгаризованы, Герцен снова и снова подчеркивает: «Человеческий эгоизм - не только чувство личной любви к самому себе, но, сверх того, чувство любви к Родине, к человечеству, к ближнему».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
   
designed by sportmam