Наука и техника Наука и техника - Теория разумного эгоизма
  14.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Теория разумного эгоизма
Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 
28.10.2011 г.

Теория разумного эгоизма обогатила этику новым осмыслением категорий «счастье», «личный и общественный интерес», «гармония». Категория счастья показывает неразрывную связь теории разумного эгоизма со всей предшествующей традицией эвдемонизма. Однако категория счастья в теории разумного эгоизма получила социальное звучание. Представители этой теории показали, что понятие счастья может включать в себя «элементарное» и «сложное» содержание. В первом случае счастье тождественно понятию комфорта, здоровья, наличия пищи и т. п.

Во втором - счастье мыслится как жизнь в соответствии с убеждениями о неразрывной связи личного и общественного блага. Теория разумного эгоизма - это теория «разумного интереса», теория «гармонического сочетания личного и общественного интересов», что в общем одно и то же. Гельвеции первый подчеркнул, что личный интерес нельзя трактовать натуралистически: он может включать в себя заботу человека об интересах других людей, заботу о сохранении о себе доброй памяти. Французские материалисты настойчиво проводили мысль, что вес люди руководствуются всегда и при всех условиях только своими личными интересами. И если при этом они поступают по-разному, это свидетельствует лишь о различии в их интересах и выбранных средствах для их достижения. Личный интерес человека, заботящегося об общем счастье, является разумным, или основанным на правильном понимании путей и средств, ведущих кратчайшим путем к счастью. «Чувствуешь себя тем более счастливым, что живешь не только для себя, но и для своей родины... Принося счастье обществу, вместе с тем создаешь и свое собственное счастье».
Теория разумного эгоизма относится к определенной исторической эпохе, она отражает изменения в этическом сознании своего времени: с одной стороны, представляет оппозицию теории нравственного чувства Шефтсбери и Хатчесона, с другой - утилитаристскому пониманию счастья. Теория разумного эгоизма - это прогнозирование возможности   новой нравственности, построенной на заботе об общественных интересах. Для современного этапа развития этической науки и общественного сознания, коммунистического мировоззрения неприемлема сама категория «разумный эгоизм», но понятно и приемлемо то содержание, которое вкладывали в нее наиболее глубокие теоретики, в особенности русские революционные   демократы. В категориальной структуре теории разумного эгоизма в теоретической форме выражена была истинная мысль: человек не делает ничего такого, что противоречит его личным интересам, благу; интересы людей формируются под влиянием обстоятельств; надо изменить обстоятельства во имя изменения интересов людей, во имя очеловечивания их представлений о счастье. Далее, эта теория вкладывала следующий смысл в категории «эгоизм» и «разумный эгоизм»: «эгоизм» - обусловленность    поступков личными интересами;  «разумный эгоизм» - мотивированность поведения соображениями об общественной пользе, использование моральных средств; возможность и необходимость гармонии в самом нравственном облике личности.
Вполне очевидно, что на новом этапе социального развития это было несогласием, протестом против интерпретации общественной жизни, взаимоотношений людей, выраженной идеологами зарождения буржуазного общества (Макиавелли, Гоббс). В общеисторическом и общечеловеческом плане теоретики разумного эгоизма высказали более глубокую и более истинную мысль, чем те, кто абсолютизировал крайности и практику буржуазного общества: отношения людей в обществе не могут строиться на атомарной основе.
Нельзя думать, что понятие «разумный эгоизм» - порождение исключительно XVIII века, его истоки намного древнее. Уже у Аристотеля успех деятельности, без которого нет счастья, неразрывно связан с разумным действованием. Аристотель, как и Платон, видит смысл и счастье человеческой жизни в хорошем исполнении индивидом своих обязанностей, пли в деятельности со знанием дела. Но если в этике Платона эта деятельность выступает как обязанность, то Аристотель восхваляет ее именно как склонность, поскольку наслаждение усиливает деятельность. «Платон подчеркивал роль общества по отношению к индивиду, примат целого над частью. Интересы личности должны быть подчинены интересам целого... Платон своеобразно заостряет эту мысль, рисуя мужественную смерть Сократа. Сократ отказывается бежать и, подчиняясь несправедливому приговору, умирает, чтобы наглядно показать, насколько законы целого, законы государства важнее отдельного, даже самого выдающегося человека. Платон оправдывает принесение в жертву отдельной личности во имя блага целого».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam