Наука и техника Наука и техника - Последующая этическая мысль
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Последующая этическая мысль
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Последующая этическая мысль
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
06.11.2011 г.

Последующая этическая мысль, начиная с Аристотеля, пытается выправить платоновскую жестокость по отношению к личности. Идея гармонии личности и общества - доминирующая особенность в развитии всей мировой этической мысли. Наша современная критика домарксистской этики может идти лишь по одному направлению: подчеркивать ее абстрактно-теоретический характер, несостоятельность попыток реализовать свой идеал нравственной гармонии в социально дисгармоничном обществе.

Научный коммунизм указал пути достижения социальной и, следовательно, нравственной гармонии; построение общества развитого социализма с качественно новым нравственно-психологическим климатом, образом жизни сделало ненужной категорию «разумный эгоизм», но из старого арсенала категориальных структур мы заимствуем как непреходящие ценности категории «счастье», «гармония», «личный и общественный интерес». Марксистская этика преемственно связана с теорией разумного эгоизма, разрабатываемой революционными демократами. Находясь в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский признается, что борьба за общее счастье является для пролетарских революционеров борьбой   и за их   собственное личное счастье, а вовсе не жертвой.
Теоретики разумного эгоизма в абстрактной форме высказали глубоко рациональную   мысль,   что в обществе   зрелых социальных   отношений   человек,   преследующий   свои   личные интересы, не может находиться в противоречии с общественным интересом, и, наоборот, забота об общественном интересе есть вместе с тем забота о своем личном интересе. По мере развития социализма, все большей гармонизации общественных отношений, насыщения личных интересов общественным содержанием нам становятся все более понятны сегодня мысли Гельвеция и Гольбаха, Герцена и Чернышевского о возможности достижения счастья лишь в том случае, когда человек удовлетворяет свой интерес, но этот интерес наполнен общественным содержанием, что стремление к счастью   и  мораль не противоречат друг другу.
Однако возникает вопрос: как совместить это положение с другим положением нашей общественной морали - о подчинении личных интересов общественным? Нам представляется, что второе положение - отражение определенной   незрелости общественных и нравственных отношений, при коммунизме оно потеряет то значение, которое имело на ранних стадиях строительства   социализма. Следует признать   обоснованным вывод В. Н. Батина, что подчинение личного интереса общественному необходимо тогда, когда он находится в противоречии с общественным, притом по существу.
Требование   подчинять   личные интересы общественным обращено не к самым лучшим в нравственном отношении людям, а как раз к тем, на кого рассчитано и принуждение. Поэтому данное требование есть не что иное, как предупреждение обществом какой-то части своих членов о возможных для них последствиях в случае их покушения на общественный интерес, их увлечения нечестными делами.
Этика французских материалистов, Фейербаха и Чернышевского, сохраняя основные принципы парадигмы рефлективной этики и этики здравого смысла, вопросу о гармонии придает новое содержание: от гармонии духовного мира личности она
поднимается до необходимости обеспечения гармонии личности и общества («счастья всех»), апеллируя при этом либо к идеальному общественному устройству (энциклопедисты, Чернышевский), либо к самореконструкции в духе всеобщей любви (Фейербах).

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam