Наука и техника Наука и техника - Диалектико-материалистическая методология
  14.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Диалектико-материалистическая методология
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.11.2011 г.

Диалектико-материалистическая методология как предпосылка конкретно-теоретического знания о нравственности
Революционный переворот в этике связан прежде всего с изменением методологии исследования, что открыло перспективу создания конкретно-теоретического знания о нравственности, о ее происхождении, структуре, закономерностях развития, функциях. Когда мы говорим о конкретно-теоретическом знании, речь идет не о его законченности, а о методологии, принципах построения, движении от абстрактного к конкретному. «Конкретное,- писал К. Маркс,- потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного».

В специальных исследованиях по проблеме знания отмечается, что «теоретическое конкретное знание представляет собой идею о сущности предмета, ставшую теорией, в которой явления, данные эмпирически, получают сущностное истолкование... Теория является высшей формой в развитии знания. Она представляет собой всестороннее знание о предмете - в том смысле, что предмет выступает в ней как система связей».
Становление марксистской этики как науки обязано прежде всего применению методологии диалектического и исторического материализма к объяснению онтологического статуса нравственности как общественного явления. «В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т. е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс.-...Для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса... Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».
Такой подход позволил представить подлинное место морали в системе общественных отношений, понять ее общественно-историческую природу и социально-регулятивные функции. Мораль получила сущностное истолкование, позволившее теперь по-новому объяснить и все наблюдаемые нравственные явления. Исходя из сущностного понимания морали как формы общественного сознания оказалось возможным упорядочить все ее «видения» в целой системе наук, рассматривающих мораль как грань, срез общественной жизни. Для формирования всестороннего знания о морали, представляющего собой знание сущности и явлений, следовательно, знания конкретно-теоретического, конечно, имеют значение все определения и описания - культурологическое, этнографическое, правоведческое, педагогическое и т. п.
Наукой, которая производит «воссоединение» сущностного знания о морали, даваемого историческим материализмом, и знаний нравственных явлений, получаемых системой наук о социальных процессах, является марксистско-ленинская этика.
Этика - единственная из всех наук, дающая целостное знание о морали, потому что в этике мораль является не только специфическим объектом исследования, но и ее единственным предметом. При этом нельзя мыслить таким образом, что этика лишь в буквальном смысле слова воссоединяет сущностные и эмпирические знания, не создавая своего знания. Напротив, этику как науку не могут в полном объеме удовлетворить ни сущностное знание, даваемое историческим материализмом, ни эмпирические знания о морали, даваемые другими науками об общественных явлениях.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
   
designed by sportmam