Наука и техника Наука и техника - Анализ
  22.10.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Анализ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.12.2011 г.

Чем глубже анализ субъектно-объектных отношений человеческого бытия, тем плодотворнее результаты и более конкретных проблем философских наук. Игнорирование философской проблематики и философской методологии может дать лишь поверхностное  описание явлений, но не раскрытие их сущности, внутренних механизмов, процессов.

Поскольку единственным предметом исследования этики является мораль, ее знание о морали по необходимости должно быть одновременно и эмпирическим и теоретическим, и знанием явлений и знанием сущности. Для получения сущностного знания ей приходится анализировать различные стороны субъектно-объектных отношений: отношение личности и общества, соотношение личного и общественного интересов; отношение морального сознания к общественно-историческому бытию; исторические формы взаимоотношений субъектов морального сознания; соотношение объективного и субъективного в формах морального сознания - долга, чести, счастья и т. п.; соотношение объективного и субъективного в оценочных и нормативных суждениях; соотношение объективного и субъективного в моральных ценностях; соотношение сущего и должного; соотношение моральной свободы и исторически обусловленных границ выбора и т. д.
Без анализа названных соотношений этика не может претендовать на роль научной дисциплины и способна выродиться в нормативно-назидательную «науку», пропагандирующую принципы, выводимые из сознания исторически конкретного человека, но выдаваемые за принципы «всеобщей и истинной человечности» (Я. А. Мильнер-Иринин).
Большое значение для выработки этико-философской культуры мышления имеет теоретическое наследие В. И. Ленина. Этическая проблематика рассматривалась им не только в тех немногих работах, которые специально посвящены вопросам нравственности, но и в многочисленных исследованиях и статьях, в которых исследуются экономические, политические, философские, социологические, исторические проблемы. В. И. Ленин предстает как глубокий мыслитель, продолжающий разрабатывать и углублять принципы научного анализа нравственности, впервые выработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом. Применение этих принципов открывает возможность всестороннего и, следовательно, конкретно-теоретического знания о нравственности.
Прежде всего следует назвать принцип социального детерминизма в объяснении сферы должного, идеалов, поступков, моральной ответственности, критерия нравственности. Это принцип материалистического понимания нравственных явлений. Его проявлениями выступают принцип партийности (классовости) морали и принцип «подчиненности» моральной критики общественных явлений социологическому анализу. Названные принципы были сформулированы В. И. Лениным в период борьбы с народнической и неокантианской концепциями «моральной критики капитализма», идеалистической по своей методологии и оппортунистической по своим социальным функциям.
Народники, как известно, свою социологию строили не на основе анализа действительности, а исходя из рассуждений о том, что «может быть». «...Они,- писал В. И. Ленин,- исходят в своих рассуждениях из «идеалов», нисколько не задумываясь о том, что эти идеалы могли явиться только известным отражением действительности, что их, следовательно, необходимо проверить фактами, свести к фактам».
Свести к фактам - значит сопоставить идеалы с существующими классовыми противоречиями, сформулировать их как «требование такого-то класса, порождаемое такими-то общественными отношениями (которые подлежат объективному исследованию) и достижимое лишь так-то вследствие таких-то свойств этих отношений». При таком «сведении» не устраняется моральная критика капитализма, но ей отводится «подчиненное место» в объяснении общественных явлений: она дополняет научный анализ действительности, опираясь на научно обоснованное должное, выполняя при этом практическую функцию - способствование классовой борьбе пролетариата.
В позитивном плане принцип социального детерминизма В. И. Ленин использовал для раскрытия содержания моральных норм, понятий добра, долга, справедливости, для обоснования критерия коммунистической нравственности.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam