Наука и техника Наука и техника - Принцип конкретно-исторического анализа
  14.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Принцип конкретно-исторического анализа
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
09.12.2011 г.

Принцип конкретно-исторического анализа проявляется в способе рассмотрения В. И. Лениным нравственных проблем в контексте решения экономических, политических, хозяйственных, организационных вопросов. Благодаря этому анализ нравственных явлений становился предельно конкретным, а высказанные оценки - исторически обоснованными.

Принципы историзма и конкретного анализа находят свое выражение в раскрытии экономических основ конкретных форм нравственности, в объяснении особенностей моральных свойств интеллигенции, в обосновании основных принципов и критерия коммунистической нравственности, в раскрытии моральных пороков, препятствующих социалистическому строительству, диалектики человеческих достоинств и недостатков и т. д. Эти принципы позволяют, во-первых, показать изменчивость моральных качеств, оценок, их зависимость от сущего, во-вторых, раскрыть роль морального фактора (принципов и устремлений людей) в решении конкретных общественных задач.
В ленинском анализе нравственности можно увидеть сознательное применение принципа всесторонности. Сформулировав всесторонность как требование диалектической логики, всеобщий принцип научного исследования, В. И. Ленин повсеместно применял его к анализу различных общественных явлений. Особенно он подчеркивал значение этого принципа в период, следующий за работой над «Философскими тетрадями». «Чтобы действительно знать предмет,- писал В. И. Ленин,- надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения». Анализ ленинских работ, относящихся к различным периодам, показывает, что в зависимости от обстоятельств он выделял в нравственности различные аспекты, стороны, моменты. Принцип всесторонности обнаруживает себя, во-первых, в раскрытии связи нравственных явлений и проблем с различными явлениями общественной жизни, во-вторых, в выделении в самой нравственности различных элементов, сторон.
При анализе нравственности В. И. Ленин выделяет обычаи и традиции, имеющие нравственное содержание, моральные идеалы и моральные требования, нравственные переживания отдельных индивидов и коллективные настроения масс, процесс изменения нравственных привычек под воздействием «переделки обстоятельств» и значение для подчиненных нравственных качеств руководителя, классовые принципы и простые нормы нравственности и т. д. Он показывает специфику отражения «внешней действительности» в моральных идеалах и требованиях, раскрывает структуру категорий морали, отмечая их общечеловеческую логическую форму и конкретно-историческое, классовое содержание. Можно сказать, что к анализу нравственности В. И. Ленин подходил со всех сторон, выделяя, в зависимости от ситуации, социологический, социально-психологический, аксиологический, педагогический, исторический, гносеологический, логический аспекты рассмотрения. В отдельных работах можно обнаружить лишь один - два аспекта анализа, но в целом ленинское этическое наследие указывает методологические пути для создания всестороннего, конкретно-теоретического знания о нравственности - знания ее сущности и проявлений.
Современное обществоведение решает задачу конструирования конкретно-теоретического знания о морали. Еще раз подчеркнем ту мысль, что знание о морали не может быть создано усилиями одних только этиков, оно по необходимости окажется синтезированным, полученным в процессе познания системой социальных и культуроведческих наук многогранных и противоречивых отношений между жизнью, моралью и культурой. Этика может синтезировать результаты познания названных наук, но она никогда не в состоянии будет написать «заключительную главу», подводящую итог всему познанию морали, поскольку отношение жизнь - мораль - культура подвижно, изменчиво, динамично, незавершаемо в своем развитии.
В то же время бесспорно и другое: без формирования и развития собственно .этических исследований, без раскрытия социальной и гносеологической природы, структуры, функций морали, разработки понятийного аппарата не может быть сущностного (второго, третьего, четвертого и т. д. порядка) знания о морали, знание останется на уровне явлений. Даже собирательное знание в нормативной этике останется поверхностно-описательным и назидательным, если оно не будет опираться на прочный фундамент собственно этического исследования внутренних механизмов, элементов и закономерностей развития морали. Только этика способна дать сущностное знание о тех явлениях, которые «растворены» в виде мотивов, причин, предпосылок, побуждений, ориентации в динамике трудовых, семейных, бытовых, досуговых и т. п. отношений.
Любой изучаемый предмет представляет собой единство многообразия. Единство это состоит в сущности, а многообразие - в ее явлениях. Есть сущность морали, раскрываемая через ее определение, структуру, функции, и есть ее проявления в мотивах и в поведении, описываемых психологией, педагогикой, социологией. Очевидно, что для конкретно-теоретического знания о морали имеет значение знание и сущности, и явлений. «Когда мы раскрываем только сущность, улавливаем лишь единство и временно абстрагируемся от многообразия. Следствием этого является возникновение абстрактного знания. Когда из знания единой сущности объясняется многообразие явлений, т. е. происходит категориальный синтез  двух   видов  знания,   знание из абстрактного превращается в конкретное».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
   
designed by sportmam