Наука и техника Наука и техника - Принцип конкретно-исторического анализа
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Принцип конкретно-исторического анализа
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Принцип конкретно-исторического анализа
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
09.12.2011 г.

Принцип конкретно-исторического анализа проявляется в способе рассмотрения В. И. Лениным нравственных проблем в контексте решения экономических, политических, хозяйственных, организационных вопросов. Благодаря этому анализ нравственных явлений становился предельно конкретным, а высказанные оценки - исторически обоснованными.

Принципы историзма и конкретного анализа находят свое выражение в раскрытии экономических основ конкретных форм нравственности, в объяснении особенностей моральных свойств интеллигенции, в обосновании основных принципов и критерия коммунистической нравственности, в раскрытии моральных пороков, препятствующих социалистическому строительству, диалектики человеческих достоинств и недостатков и т. д. Эти принципы позволяют, во-первых, показать изменчивость моральных качеств, оценок, их зависимость от сущего, во-вторых, раскрыть роль морального фактора (принципов и устремлений людей) в решении конкретных общественных задач.
В ленинском анализе нравственности можно увидеть сознательное применение принципа всесторонности. Сформулировав всесторонность как требование диалектической логики, всеобщий принцип научного исследования, В. И. Ленин повсеместно применял его к анализу различных общественных явлений. Особенно он подчеркивал значение этого принципа в период, следующий за работой над «Философскими тетрадями». «Чтобы действительно знать предмет,- писал В. И. Ленин,- надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения». Анализ ленинских работ, относящихся к различным периодам, показывает, что в зависимости от обстоятельств он выделял в нравственности различные аспекты, стороны, моменты. Принцип всесторонности обнаруживает себя, во-первых, в раскрытии связи нравственных явлений и проблем с различными явлениями общественной жизни, во-вторых, в выделении в самой нравственности различных элементов, сторон.
При анализе нравственности В. И. Ленин выделяет обычаи и традиции, имеющие нравственное содержание, моральные идеалы и моральные требования, нравственные переживания отдельных индивидов и коллективные настроения масс, процесс изменения нравственных привычек под воздействием «переделки обстоятельств» и значение для подчиненных нравственных качеств руководителя, классовые принципы и простые нормы нравственности и т. д. Он показывает специфику отражения «внешней действительности» в моральных идеалах и требованиях, раскрывает структуру категорий морали, отмечая их общечеловеческую логическую форму и конкретно-историческое, классовое содержание. Можно сказать, что к анализу нравственности В. И. Ленин подходил со всех сторон, выделяя, в зависимости от ситуации, социологический, социально-психологический, аксиологический, педагогический, исторический, гносеологический, логический аспекты рассмотрения. В отдельных работах можно обнаружить лишь один - два аспекта анализа, но в целом ленинское этическое наследие указывает методологические пути для создания всестороннего, конкретно-теоретического знания о нравственности - знания ее сущности и проявлений.
Современное обществоведение решает задачу конструирования конкретно-теоретического знания о морали. Еще раз подчеркнем ту мысль, что знание о морали не может быть создано усилиями одних только этиков, оно по необходимости окажется синтезированным, полученным в процессе познания системой социальных и культуроведческих наук многогранных и противоречивых отношений между жизнью, моралью и культурой. Этика может синтезировать результаты познания названных наук, но она никогда не в состоянии будет написать «заключительную главу», подводящую итог всему познанию морали, поскольку отношение жизнь - мораль - культура подвижно, изменчиво, динамично, незавершаемо в своем развитии.
В то же время бесспорно и другое: без формирования и развития собственно .этических исследований, без раскрытия социальной и гносеологической природы, структуры, функций морали, разработки понятийного аппарата не может быть сущностного (второго, третьего, четвертого и т. д. порядка) знания о морали, знание останется на уровне явлений. Даже собирательное знание в нормативной этике останется поверхностно-описательным и назидательным, если оно не будет опираться на прочный фундамент собственно этического исследования внутренних механизмов, элементов и закономерностей развития морали. Только этика способна дать сущностное знание о тех явлениях, которые «растворены» в виде мотивов, причин, предпосылок, побуждений, ориентации в динамике трудовых, семейных, бытовых, досуговых и т. п. отношений.
Любой изучаемый предмет представляет собой единство многообразия. Единство это состоит в сущности, а многообразие - в ее явлениях. Есть сущность морали, раскрываемая через ее определение, структуру, функции, и есть ее проявления в мотивах и в поведении, описываемых психологией, педагогикой, социологией. Очевидно, что для конкретно-теоретического знания о морали имеет значение знание и сущности, и явлений. «Когда мы раскрываем только сущность, улавливаем лишь единство и временно абстрагируемся от многообразия. Следствием этого является возникновение абстрактного знания. Когда из знания единой сущности объясняется многообразие явлений, т. е. происходит категориальный синтез  двух   видов  знания,   знание из абстрактного превращается в конкретное».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam