Наука и техника Наука и техника - Противоречивая природа нравственности
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Противоречивая природа нравственности
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
23.12.2011 г.

Противоречивая природа нравственности ставит исследователя-этика перед сложной проблемой: создать теоретическую модель изучаемого явления, не исказив его сущности, не впадая в схематизм и формализм, с одной стороны, и не сводя исследование к нагромождению исторических фактов и свидетельств - с другой. Поэтому, подчеркивая значение единства исторического и логического, Л. М. Архангельский справедливо отмечает, что переходящая в единство взаимосвязь этих методов не исключает, а наоборот, предполагает их относительную самостоятельность, преимущественное использование то одного, то другого на различных этапах и в различных пунктах научного исследования.

С таких же позиций высказывается Р. В. Петропавловский, особо отмечая, что названный метод не дискредитирует, не отменяет абстрактно-логических исследований, но корректирует их и тем обеспечивает им жизненность, эффективность, плодотворность за счет конкретно-исторического рассмотрения явлений. Эту же идею постоянно проводил в своих работах О. Г. Дробницкий. Вне «логической работы», подчеркивал он, невозможно сориентироваться в истории, правильно понять, например, исходные формы нравственности. Без теоретического представления о сущности морали, общего понятия морали нельзя правильно установить место того или иного специального вопроса в этической науке в целом.
Поэтому не случайно, что в 60-70-е годы прогресс этического знания был связан с углубленными исследованиями сущности морали, с попытками ее адекватного понимания и выработки определения (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, М. И. Боровский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, М. Г. Журавков, Н. В. Рыбакова, А. И. Титаренко, А. Г. Харчев, К. А. Шварцман, А. Ф. Шишкин и др.). Эта работа проводилась и через углубленный анализ детерминации нравственности, ее социальной природы, исторических структур нравственного сознания, а также попыток структурирования морального сознания в зрелой форме, закономерностей нравственного прогресса, и т. п.
Характеризуя весь исторический путь этического познания, можно выделить определенную логику движения человеческого знания о важнейшем факторе жизни и культуры - о морали. Начав с моральной рефлексии и поднявшись на уровень этической рефлексии, человечество осмысливало опыт нравственной жизни, проявления этого опыта в максимах и моральных размышлениях. Не ограничиваясь рекомендациями, оно стремилось понять также сущность того явления, которое имело такое большое значение для жизни и для развития культуры. Однако сущность дается не сразу. Движение этической мысли от рефлектирования к здравому смыслу, от здравого смысла к абстрактно-теоретическому объяснению морали, от описания морали, растворенной в жизни, к её вычленению и анализу - за всем этим скрывается единая логика становления научного знания о нравственности, обладающего атрибутами конкретно-теоретического знания. Переход к нему связан с появлением новой парадигмы, заключающейся в объяснении морали как формы общественного сознания. На основе этой парадигмы шло и формирование марксистско-ленинской этики с ее собственным предметом, ее движение вглубь, которое привело к выработке определения морали, раскрытию ее структуры, формированию категориального аппарата. На основе этой же парадигмы шло исследование морали и в других обществоведческих и культуроведческих науках, рассматривающих соотношение права и морали, политики и морали, экономики и морали, семьи, брака и морали, труда и морали, искусства и морали, религии и морали, культуры и морали, науки и морали и т. п. «Сила» новой парадигмы марксистского диалектико-материалистического понимания мира и общества не только в том, что она предлагает новое знание, а в том, что она вырабатывает новую, соответствующую самим объективным процессам методологию исследования. С помощью этой методологии появляется возможность выработать конкретно-теоретическое знание о морали, впервые создать теорию морали. Парадигма материалистического понимания общества изменила оценку морали и во всех других обществоведческих и культуроведческих науках, более трезво оценивая и анализируя проявления морали. Из взаимодействия всех видов знания о морали, о ее сущности и проявлениях формируется конкретно-теоретическое этическое знание, синтетическое по своей природе.
В то же время новая парадигма не отменяет и не отбрасывает достижений старых парадигм и созданных на их основе размышлений о морали - от очень осторожных до крайне экстравагантных. Ведь в морали есть изменчивое и устойчивое, набор моральных правил и решений не так многообразен и изменчив, как в явлениях культуры. Многие из мыслей и максим, анализирующих моральные явления, моральные решения и проблемы, сохраняют свою мудрость и в новых исторических условиях. Новая культура впитывает их в себя и синтезирует, используя для воспитания гуманистических идеалов и устремлений людей.
Есть и еще один аспект положительного отношения к старым парадигмам, и прежде всего к парадигме рефлектирования и здравомыслия. Истина о сущности морали важна для науки и мировоззрения. Для практики же, для самой жизни не менее важны и знания о конфликтных отношениях между жизнью и моралью. Этическое знание, как отмечалось выше, представляет собой единство идеологического и гностического с очевидным перевесом идеологического над гностическим, что обусловлено прежде всего запросами самой жизни, необходимостью нормирования человеческого поведения. А проявления морали с очевидными выводами для жизни лучше всего открываются рефлектирующей этике и этике здравого смысла. Вот почему этот жанр этического осмысления жизни и морали, морали и культуры, видимо, никогда не потеряет своего значения, а будет развиваться как способ непосредственного обращения к моральному миру личности, рассчитанный на адекватное понимание и восприятие.
Из старых парадигм марксистско-ленинская этика берет в снятом виде гуманистический пафос идеи гармонии. Если рефлективная этика и частично этика здравого смысла искали рецепт для «гармонии духовного мира личности», абстрактно-теоретическая этика - рецепт «гармонии личности и общества» («счастье всех»), то идея гармонии входит в марксистское гуманистическое учение о будущем коммунистическом обществе, которое мыслится как «счастье свободного труда на мирной планете», как общество всесторонне и гармонически развитых личностей, зрелых социальных отношений, которые приведут к уничтожению нравственного отчуждения во всех его формах, а выполнение нравственных обязанностей станет свободным, добровольным, привычным выражением нравственной автономии и потребностью личности. В этой модификации одной и той же идеи можно еще раз увидеть единую логику развития этического сознания, его относительную самостоятельность по отношению к морали, более глубокую мировоззренческую устремленность в будущее.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam