Категориальная структура этического знания Становление и развитие категориальной структуры этического сознания Метаэтический анализ понятийного аппарата этики - сравнительно новая область исследования. Анализ этических категорий в плане их систематизации, структурирования, раскрытия содержания начал привлекать к себе пристальное внимание лишь в последние два десятилетия. Между тем актуальность выяснения логической основы этического знания очевидна, поскольку всякая теория зиждется на разработанном категориальном аппарате и знании предшествующих стадий категориального освоения объекта познания.
Анализ этических категорий позволяет понять логику развития этического знания, его взаимодействие с моральным сознанием; на основе категорий можно реконструировать характер объекта этического познания и изменение предмета этики в ходе ее развития; исследование категориальных структур позволяет выделить основные вехи в развитии этического знания, понять революционный переворот в этике, совершенный марксизмом, как переход к новой категориальной структуре. Кроме того, «категориям принадлежит роль в создании новых понятий и принципов, в синтезе, приводящем к новому знанию», возникновение нового знания неразрывно связано с «категориальным синтезом». Это общая закономерность для любой области научного познания. «Видение мира органически связано с некоей философской картиной мира, с мировоззрением и, далее, с определенной понятийной сеткой в науке, с помощью которой совершается постижение мира». Категории мышления выполняют гносеологические функции, а категории этики, как и вообще категории культуры, не только гносеологические, но и важные социальные функции. Гносеологические функции категорий достаточно глубоко обоснованы в философской литературе. Этические категории в системе категорий культуры во всех обществах имеют ярко выраженную социальную окраску, этим они отличаются от «универсальных», раскрывающих бытие и познание. Однако, соблюдая принцип историзма в познании, нельзя не увидеть, что не только на ранних, но и на более поздних стадиях духовного освоения мира этические категории тесно связаны и переплетаются с философскими категориями. Исходным диалектико-материалистическим принципом объяснения «движения» категорий - их возникновения, изменения содержания, выдвижения на передний или, наоборот, на задний план является общественно-историческая практика. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, выделенности человека из природного окружения соответствуют свои способы «переживания мира» (А. Я. Гуревич). В этом смысле категории отражают общественную практику. Но вместе с тем они определяют поведение индивидов и групп, воздействуя тем самым на общественную практику, способствуя тому, что «она отливается в формы, отвечающие «модели мира», в которую группируются эти категории». Высказанные соображения позволяют сконцентрировать внимание на особенностях логики развития этических категорий, характере их связи с общественной практикой, развитием нравственных отношений. Логический подход к категорической структуре этического сознания позволяет говорить о тождестве и различии понятий этики как науки о морали и морали как формы духовно-практического освоения мира. При этом даже правомерно утверждать о принципиальных различиях понятийных аппаратов этики и морали. «Предметом этики является мораль, - пишет О. П. Целикова,- которая в свою очередь как форма общественного сознания имеет свой собственный сложный понятийный аппарат, так что возникает необходимость при вычленении этических категорий, при выявлении их сущности определить их специфику и в сравнении с понятиями морали. Исходя из этого, мы считали бы целесообразным термин «категории» использовать для обозначения основных понятий именно этической науки и не применять его по отношению к понятиям морали как формы общественного сознания». Данное соотношение категорий этики и понятий морали впервые было обосновано в книге Л. М. Архангельского «Категории марксистской этики» (М., 1963), а затем прочно укоренилось в научном мышлении. «Вряд ли,- отмечал В. А. Ребрин, - вообще следует применять к понятиям морали термин «категория», он более уместен в науке о морали - этике». Однако этим еще не снимается трудность определения категорий этики, поскольку и генетически, и функционально на любой стадии исторического развития знание и мораль находятся не только в отношении различия, но и тождества. «...Мораль настолько богата самыми общими понятиями, что без их анализа немыслима этика как наука. При этом нередко наиболее общие понятия морали, будучи взяты под особым углом зрения, в большей абстракции, как раз и попадают в разряд этических категорий». При этом исследователи справедливо отмечают, что этика на теоретическом уровне обобщает конкретные моральные явления, выраженные в понятиях морали, и нуждается поэтому в категориальном стержне понятийного аппарата. Однако этические категории нельзя рассматривать только как пассивное отражение нравственных явлений. Здесь не всегда применимо соотношение «моральный факт»-«этическая категория». Генезис этических категорий намного сложнее: здесь и влияние философского мировоззрения, и уровень развития научных представлений о природе и человеке, и характер понимания общества, и влияние культурных традиций, и много других обстоятельств. Возникнув, этические категории, в свою очередь, сами становятся фактом морального сознания, выполняя ценностно-регулятивные функции. Об этическом сознании поэтому можно говорить как о «категориальной морали», «морали в категориальном выражении». Всякая категория отражает бытие глубже и богаче, чем любое восприятие; этические категории точно так же отражают бытие нравственных отношений - не только актуальное, но и потенциальное, не только действительное, но и возможное, желательное. Диалектика морали и этического сознания, моральных понятий и этических категорий - это единство взаимопроникающих противоположностей, логико-гносеологическая основа прогресса нравственных ценностей. Нравственные ценности, на которые опирается жизнь передовых классов и социальных групп современного человечества, буквально выстраданы как передовой нравственной практикой революционных классов, так и прогрессивной этической мыслью. |