Наука и техника Наука и техника - Категориальная структура этического знания
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Категориальная структура этического знания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Категориальная структура этического знания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
29.12.2011 г.

Категориальная структура этического знания
Становление и развитие категориальной структуры этического сознания
Метаэтический анализ понятийного аппарата этики - сравнительно новая область исследования. Анализ этических категорий в плане их систематизации, структурирования, раскрытия содержания начал привлекать к себе пристальное внимание лишь в последние два десятилетия. Между тем актуальность выяснения логической основы этического знания очевидна, поскольку всякая теория зиждется на разработанном категориальном аппарате и знании предшествующих стадий категориального освоения объекта познания.

Анализ этических категорий позволяет понять логику развития этического знания, его взаимодействие с моральным сознанием; на основе категорий можно реконструировать характер объекта этического познания и изменение предмета этики в ходе ее развития; исследование категориальных структур позволяет выделить основные вехи в развитии этического знания, понять революционный переворот в этике, совершенный марксизмом, как переход к новой категориальной структуре. Кроме того, «категориям принадлежит роль в создании новых понятий и принципов, в синтезе, приводящем к новому знанию», возникновение нового знания неразрывно связано с «категориальным синтезом». Это общая закономерность для любой области научного познания. «Видение мира органически связано с некоей философской картиной мира, с мировоззрением и, далее, с определенной понятийной сеткой в науке, с помощью которой совершается постижение мира».
Категории мышления выполняют гносеологические функции, а категории этики, как и вообще категории культуры, не только гносеологические, но и важные социальные функции.
Гносеологические функции категорий достаточно глубоко обоснованы в философской литературе. Этические категории в системе категорий культуры во всех обществах имеют ярко выраженную социальную окраску, этим они отличаются от «универсальных», раскрывающих бытие и познание. Однако, соблюдая принцип историзма в познании, нельзя не увидеть, что не только на ранних, но и на более поздних стадиях духовного освоения мира этические категории тесно связаны и переплетаются с философскими категориями.
Исходным диалектико-материалистическим принципом объяснения «движения» категорий - их возникновения, изменения содержания, выдвижения на передний или, наоборот, на задний план является общественно-историческая практика. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, выделенности человека из природного окружения соответствуют свои способы «переживания мира» (А. Я. Гуревич). В этом смысле категории отражают общественную практику. Но вместе с тем они определяют поведение индивидов и групп, воздействуя тем самым на общественную практику, способствуя тому, что «она отливается в формы, отвечающие «модели мира», в которую группируются эти категории».
Высказанные соображения позволяют сконцентрировать внимание на особенностях логики развития этических категорий, характере их связи с общественной практикой, развитием нравственных отношений.
Логический подход к категорической структуре этического сознания позволяет говорить о тождестве и различии понятий этики как науки о морали и морали как формы духовно-практического освоения мира. При этом даже правомерно утверждать о принципиальных различиях понятийных аппаратов этики и морали. «Предметом этики является мораль, - пишет О. П. Целикова,- которая в свою очередь как форма общественного сознания имеет свой собственный сложный понятийный аппарат, так что возникает необходимость при вычленении этических категорий, при выявлении их сущности определить их специфику и в сравнении с понятиями морали. Исходя из этого, мы считали бы целесообразным термин «категории» использовать для обозначения основных понятий именно этической науки и не применять его по отношению к понятиям морали как формы общественного сознания».
Данное соотношение категорий этики и понятий морали впервые было обосновано в книге Л. М. Архангельского «Категории марксистской этики» (М., 1963), а затем прочно укоренилось в научном мышлении. «Вряд ли,- отмечал В. А. Ребрин, - вообще следует применять к понятиям морали термин «категория», он более уместен в науке о морали - этике».
Однако этим еще не снимается трудность определения категорий этики, поскольку и генетически, и функционально на любой стадии исторического развития знание и мораль находятся не только в отношении различия, но и тождества. «...Мораль настолько богата самыми общими понятиями, что без их анализа немыслима этика как наука. При этом нередко наиболее общие понятия морали, будучи взяты под особым углом зрения, в большей абстракции, как раз и попадают в разряд этических категорий».
При этом исследователи справедливо отмечают, что этика на теоретическом уровне обобщает конкретные моральные явления, выраженные в понятиях морали, и нуждается поэтому в категориальном стержне понятийного аппарата. Однако этические категории нельзя рассматривать только как пассивное отражение нравственных явлений. Здесь не всегда применимо соотношение «моральный факт»-«этическая категория». Генезис этических категорий намного сложнее: здесь и влияние философского мировоззрения, и уровень развития научных представлений о природе и человеке, и характер понимания общества, и влияние культурных традиций, и много других обстоятельств. Возникнув, этические категории, в свою очередь, сами становятся фактом морального сознания, выполняя ценностно-регулятивные функции. Об этическом сознании поэтому можно говорить как о «категориальной морали», «морали в категориальном выражении». Всякая категория отражает бытие глубже и богаче, чем любое восприятие; этические категории точно так же отражают бытие нравственных отношений - не только актуальное, но и потенциальное, не только действительное, но и возможное, желательное. Диалектика морали и этического сознания, моральных понятий и этических категорий - это единство взаимопроникающих противоположностей, логико-гносеологическая основа прогресса нравственных ценностей. Нравственные ценности, на которые опирается жизнь передовых классов и социальных групп современного человечества, буквально выстраданы как передовой нравственной практикой революционных классов, так и прогрессивной этической мыслью.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam