Наука и техника Наука и техника - Рассматривая этические категории
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Рассматривая этические категории
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Рассматривая этические категории
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.01.2012 г.

Рассматривая этические категории как отражение объективной диалектики функционирования и развития морали, следует в то же время отдавать себе отчет в том, что формы этого отражения исторически специфичны. Логика самодвижения идеи этики, развертывающаяся в систему взаимопереходящих категорий, исходит из наличия реального бытия нравственных отношений, воспроизводит в сфере всеобщего и необходимого (свойство категорий) историю развития нравственного самосознания. Воспроизведение динамики нравственных отношений в этических категориях осуществляется через принцип конкретного тождества содержательного и формального, полагающего не только их различие, но и единство.

Саморазвитие идеи этики, исходящей из единого содержательного понятия, являющегося логически и исторически первым, проходит ряд ступеней, каждая из которых фиксирует существенные качественные изменения этого самодвижения. Для исследователя по крайней мере две из них имеют существенное значение в понимании генезиса этических категорий: ступень непосредственного синкретического морального сознания и ступень рефлектирующего морального сознания, выявившего противоположность личного и общественного и предложившего содержательно-рассудочные этические системы как способ снятия этой противоположности.
В своих простейших формах моральное сознание связано с конкретными понятиями, призванными обуздать слепые зоологические побуждения отдельных индивидов, составляющих общность. Эти понятия существуют в форме нравственных ограничений. В свою очередь «нравственное ограничение касается всех членов общины... Нравственные побуждения несовместимы с инстинктом самосохранения, ибо принципиально противоречат ему, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование)». Такую функцию нравственного императива исторически сыграли табу, среди которых два являются древнейшими, призванными подавить внутри общины зоологические половые побуждения и агрессивность: 1) не убивай отца, детей и братьев; 2) не вступай в половую связь с матерью, дочерью и сестрами. В первобытных тотемических общинах эти два принципа формулировались проще: 1) нельзя убивать тотем; 2) нельзя вступать в половую связь с тотемом.
На стадии становления нравственности эти принципы абсолютно конкретны, по существу своему они являются антропогенетическими. Однако именно в силу своей конкретности они содержат в себе возможность саморазвития, использования их императивной логики для регулирования и других сторон жизнедеятельности общественного человека, выявления во всех видах деятельности положительного и отрицательного и после-
дующего фиксирования этих сторон в понятиях «добро» и «зло» с углубляющимся абстрактным содержанием. Пока же на стадии становления нравственности табу «вмещает» в себя все возможные будущие определения. С одной стороны, табу выступает как абсолютно непосредственное отрицание зла, с другой стороны, оно никоим образом не является утверждением добра как такового (за исключением того, что само отрицание зла может в определенном смысле уже рассматриваться как добро). Таким образом, табу предстает как триединство следующих моментов: а) абсолютной невозможности зла в самом табу; б) абсолютной возможности добра в самом табу; эти противоположные и ограниченные определения табу снимаются в новом моменте как в своей истине: относительной действительности добра вне табу.
Этот период в нравственном развитии человечества представляет собой ступень непосредственного синкретического морального сознания. Табу - это выражение абсолютной противоположности добра и зла в синкретической нравственной практике.
Однако абсолютность противоположности добра и зла не есть истинная противоположность, ибо, являясь абсолютной, она пуста и бессодержательна и как таковая переходит в «свое иное», в столь же абсолютное единство добра и зла (этапу осознания этого единства соответствуют учения софистов). На этой ступени личность выступает как развившаяся субъективность, способная в форме морального релятивизма стать «выше» локально-общинных ограничений, усмотреть добро не только в следовании конкретным императивам, но и в качествах личности, в действиях, лежащих вне родоплеменных ограничений. Точно так же и зло личность способна усмотреть не только в нарушении конкретных предписаний, но и в действиях, лежащих вне их контроля. Однако это признание относительности добра и зла не может удержаться в сфере всеобщности (получить категориальное выражение) и приходит к своему самоотрицанию, которое снимает как конкретную форму антагонизма добра и зла, так и субъективно-формальное их примирение, сохраняя положительное и существенное, заключающееся в них.
Этот синтез антиномичности добра и зла происходит в сфере конкретности нравственного знания (Сократ).

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam