Наука и техника Наука и техника - Наличные единичные и особенные формы
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Наличные единичные и особенные формы
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.01.2012 г.

Наличные единичные и особенные формы нравственной деятельности должны стать собственным содержанием сознания. Здесь понятия нравственного сознания даны как случайные, вне необходимой взаимосвязи; но, во-первых, добро существует лишь в форме справедливости, доблести, чести, мужества, мудрости, которая конкретизируется, в свою очередь, в форме умеренности и воздержанности; во-вторых, многообразие нравственной деятельности обусловлено самопознанием. Надпись на храме Аполлона в Дельфах «Познай самого себя» становится основным тезисом сознания нравственной личности. Происходит ассимиляция отчужденных в трансцендентное форм нравственного поведения: запрет перестает быть внешним человеческой субъективности и становится имманентным содержанию сознания, которое только теперь полагает себя в качестве собственно нравственного. Знание становится нравственным, а нравственность - познанной. Этим завершается ступень непосредственного синкретического морального сознания и наступает следующая - ступень рефлектирующего морального сознания.

Принцип конкретности морального сознания предопределяет его раздвоение на общественное и индивидуальное. Систематическую форму выражения приобретает сначала лишь индивидуальное моральное сознание, которое оформляется в виде содержательно-рассудочных этических систем. Начиная с этого момента становится возможным установить процесс категориеобразования - становление этических понятий, их определение, содержательный анализ, целевое назначение. При этом можно скрупулезно перечислить все этические понятия, введенные этиками различных направлений. Однако при этом остается невыясненной логика движения категорий. В самом деле, какова логика выдвижения категорий «эвтюмия» (Демокрит), «атараксия» (Эпикур), «апатия» (стоики), «эрос» («Платон), «блаженство» (Аристотель) и т. п.? Что общего между ними? Какая идея более высокого порядка скрывается за всеми этими понятиями и стимулирует категориальное творчество? Сегодня мы знаем, что всякое новое понятие есть продукт категориального синтеза, своеобразного наложения известного на неизвестное. Какая более широкая и более общая категория скрывается за всеми этими этическими упражнениями философов? Не скрывается ли за всеми перечисленными понятиями некая общая цель, генетически скрытая еще в стадии синкретического морального сознания и осознающая отныне самое себя на стадии отделившегося рассудочного мышления?
Все поставленные вопросы подводят к выводу, что этическое мышление в его рефлексивной форме, исходящее из приоритета индивидуального морального сознания, в содержательно-рассудочных этических системах отстаивает идею свободы, понимаемую в ее индивидуально-субъектном выражении. Свобода как цель жизнедеятельности присутствует в содержательном выражении во всех категориях античных рассудочно-этических систем: эвтюмии, атараксии, апатии, эросе, блаженстве и т. п. Свобода - это та фундаментальная идея, часто не осознанная на уровне категории, которая выступает основой категориального синтеза при объяснении всех нравственных феноменов, к которым прибегает рефлектирующее мышление.
Этот вывод не является принципиально новым. Фундаментальная роль категории свободы, как и вообще проблемы свободы, признавалась в прошлом многими мыслителями; эта роль отводится ей и в марксистской этике и философии. «Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли... об отношении между необходимостью и свободой»,- писал Ф. Энгельс.
Впервые понятие свободы («свободы воли») вводит Сократ. Для него цель жизни - счастье, наслаждение, которое невозможно без победы разума над чувственными страстями, усилия над собой (это и есть проявление свободы воли). У киников свобода провозглашалась высшим благом, свобода как отсутствие стеснений от всего - богатства, политических законов, семейных обязанностей, предрассудков. Здесь отчетливо видны два подхода к пониманию свободы - господство разума над страстями и отсутствие стеснений извне. В первом случае причиной несвободы объявляется сам человек, его телесная природа, страсти, во втором - обстоятельства внешнего мира.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam