Наука и техника Наука и техника - Наличные единичные и особенные формы
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Наличные единичные и особенные формы
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Наличные единичные и особенные формы
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.01.2012 г.

Наличные единичные и особенные формы нравственной деятельности должны стать собственным содержанием сознания. Здесь понятия нравственного сознания даны как случайные, вне необходимой взаимосвязи; но, во-первых, добро существует лишь в форме справедливости, доблести, чести, мужества, мудрости, которая конкретизируется, в свою очередь, в форме умеренности и воздержанности; во-вторых, многообразие нравственной деятельности обусловлено самопознанием. Надпись на храме Аполлона в Дельфах «Познай самого себя» становится основным тезисом сознания нравственной личности. Происходит ассимиляция отчужденных в трансцендентное форм нравственного поведения: запрет перестает быть внешним человеческой субъективности и становится имманентным содержанию сознания, которое только теперь полагает себя в качестве собственно нравственного. Знание становится нравственным, а нравственность - познанной. Этим завершается ступень непосредственного синкретического морального сознания и наступает следующая - ступень рефлектирующего морального сознания.

Принцип конкретности морального сознания предопределяет его раздвоение на общественное и индивидуальное. Систематическую форму выражения приобретает сначала лишь индивидуальное моральное сознание, которое оформляется в виде содержательно-рассудочных этических систем. Начиная с этого момента становится возможным установить процесс категориеобразования - становление этических понятий, их определение, содержательный анализ, целевое назначение. При этом можно скрупулезно перечислить все этические понятия, введенные этиками различных направлений. Однако при этом остается невыясненной логика движения категорий. В самом деле, какова логика выдвижения категорий «эвтюмия» (Демокрит), «атараксия» (Эпикур), «апатия» (стоики), «эрос» («Платон), «блаженство» (Аристотель) и т. п.? Что общего между ними? Какая идея более высокого порядка скрывается за всеми этими понятиями и стимулирует категориальное творчество? Сегодня мы знаем, что всякое новое понятие есть продукт категориального синтеза, своеобразного наложения известного на неизвестное. Какая более широкая и более общая категория скрывается за всеми этими этическими упражнениями философов? Не скрывается ли за всеми перечисленными понятиями некая общая цель, генетически скрытая еще в стадии синкретического морального сознания и осознающая отныне самое себя на стадии отделившегося рассудочного мышления?
Все поставленные вопросы подводят к выводу, что этическое мышление в его рефлексивной форме, исходящее из приоритета индивидуального морального сознания, в содержательно-рассудочных этических системах отстаивает идею свободы, понимаемую в ее индивидуально-субъектном выражении. Свобода как цель жизнедеятельности присутствует в содержательном выражении во всех категориях античных рассудочно-этических систем: эвтюмии, атараксии, апатии, эросе, блаженстве и т. п. Свобода - это та фундаментальная идея, часто не осознанная на уровне категории, которая выступает основой категориального синтеза при объяснении всех нравственных феноменов, к которым прибегает рефлектирующее мышление.
Этот вывод не является принципиально новым. Фундаментальная роль категории свободы, как и вообще проблемы свободы, признавалась в прошлом многими мыслителями; эта роль отводится ей и в марксистской этике и философии. «Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли... об отношении между необходимостью и свободой»,- писал Ф. Энгельс.
Впервые понятие свободы («свободы воли») вводит Сократ. Для него цель жизни - счастье, наслаждение, которое невозможно без победы разума над чувственными страстями, усилия над собой (это и есть проявление свободы воли). У киников свобода провозглашалась высшим благом, свобода как отсутствие стеснений от всего - богатства, политических законов, семейных обязанностей, предрассудков. Здесь отчетливо видны два подхода к пониманию свободы - господство разума над страстями и отсутствие стеснений извне. В первом случае причиной несвободы объявляется сам человек, его телесная природа, страсти, во втором - обстоятельства внешнего мира.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam