Наука и техника Наука и техника - Последующая этика
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Последующая этика
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Последующая этика
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.01.2012 г.

Последующая этика пошла по этим двум путям - сократовскому и киническому. Сократовский путь-это путь этического рационализма, продолженный Спинозой, Декартом, Кантом, Фихте, Гегелем. «Свободным я назвал того, кто руководствуется одним только разумом»,- писал Спиноза. Гегель также свободу связывает с уровнем духовного развития человека.

«Как дух человек есть свободное существо, которое по своему рангу должно не допускать, чтобы его определяли вложенные природой импульсы. Человек в непосредственном и некультурном состоянии находится поэтому в положении, в котором он не должен находиться и от которого он непременно должен освободиться». Кант из свободы выводит способность человека быть моральным. «Поскольку мораль основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя через свой разум безусловными законами, она, для того чтобы познать свой долг, не нуждается в идее о другом существе над ним, а для того чтобы исполнить этот долг, не нуждается в других мотивах, кроме самого закона».
В категориях свободы и необходимости домарксовская этика ближе всего подходила к пониманию сущности человека как существа деятельного, наделенного разумом. В категории свободы и оценивается достигнутое состояние, и прогнозируется развитие человека (прогресс есть движение к свободе); раскрывается связь внутренней и внешней свободы, показывается и относительная самостоятельность внутренней свободы, и главный элемент внутренней свободы - моральная свобода, или
свободная воля - способность действовать по убеждению, добровольно; проблема свободы - это и поиски условий ее достижения: анализ иллюзорных или действенных средств гармонизации отношений между личностью и обществом (перестройка социальных отношений в сочинениях наиболее радикальных социалистов-утопистов).
В категории свободы на высоком уровне абстракции отражается всеобщий эмпирический факт - соотнесенность человека с миром, с другими людьми, личности с обществом, человека с природой, потребностей с обстоятельствами, в самом человеке - биологического с социальным. Поэтому не случайно, что категория свободы использовалась для описания различных граней человеческого бытия. Телесное, биологическое, психологическое состояния описаны в гедонизме, эвдемонизме (жажда наслаждений, стремление к удовольствиям, потребность счастья - ощущение внутренней свободы); социальное выражено Фихте в деятельном понимании человека: «Действовать, действовать- вот для чего мы существуем!» Во многих этических теориях человек выделен как отличное от природы существо, нуждающееся в активном отношении к миру и способное к реализации своего «Я» только в свободной деятельности. Поэтому почти все этические теории так или иначе ставили и обсуждали отношение свободы к необходимости, однако при этом метафизически абсолютизировали отдельные стороны этого отношения.
Этика Канта - мечта о свободе всех (безусловность категорического императива - гарантия достижения свободы всеми); этика Фейербаха - это также мечта о свободе всех с изложением иллюзорных средств ее достижения («всеобщая любовь»); «гармонизм» Фурье, альтруизм Конта и Спенсера также представляют собой мечты о будущем свободном развитии людей. Эта же мечта лежит и в концепциях, говорящих об отчуждении человека и мечтающих о ликвидации отчуждения (Руссо, Мелье, Фромм, Бодамер и др.). Швейцерово «благоговение перед жизнью»- иносказательная форма тяготения к свободе в условиях несвободы: мировых войн XX века, бессмысленной гибели человеческих жизней и человеческих ценностей.
Итак, мы приходим к выводу о фундаментальном значении категории свободы в этике, берущей свое начало в синкретическом моральном сознании, осознании субъективности человека в процессе выделения субъекта и противопоставления его объекту.
Все остальные этические категории возникают и группируются на основе категории свободы, приобретая более четко выраженную нормативно-аксиологическую окраску. Структура категорий этики строилась по единому стандарту: учение о Цели жизнедеятельности и учение о средствах достижения цели.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam