Наука и техника Наука и техника - О золотом правиле
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow О золотом правиле
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О золотом правиле
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
03.02.2012 г.

«Золотое правило» стимулировало как осмысление нравственной ценности объекта нравственного отношения (другое лицо, народ, нация), так и представление о.своей самоценности; соответственно оно стимулировало формирование категориального аппарата, выражающего взаимные обязанности и сложные механизмы самоконтроля и самооценки. На категориальной основе «золотого правила» возникла категория «человеческого достоинства». В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо писал, что все люди одинаково свободны и равны перед законом независимо от богатства и власти. Вполне в духе Руссо звучат вошедшие во «Всеобщую Декларацию прав человека» статьи, принятые в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, первая из которых гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Идея свободы и норматив «золотого правила» - это две взаимодополняющие и взаимопроникающие противоположности этического сознания. Это категориальное единство постоянно чувствуется в живой ткани этических размышлений мыслителей прошлого. Идея свободы стимулировала развитие категориального аппарата, направленного на самопознание личности, норматив «золотого правила» пробуждал к категориальному осознанию нравственных отношений личности и общества. «Отказаться от своей свободы, - писал Ж.-Ж. Руссо, - это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей. Нет такого вознаграждения,
которое могло бы возместить отказ от всего. Такой отказ несовместим с человеческой природой; отнять всякую свободу у своей воли равносильно отнятию всяких нравственных мотивов у своих поступков». Диалектическое единство идеи свободы и нравственных обязанностей во имя всеобщей свободы, содержащихся в «золотом правиле», особенно четко представлено у Г. Гердера в его «Письмах для поощрения гуманности»: «У народов постепенно должно пробудиться чувство солидарности, для этого каждый должен поставить себя на место другого. Тогда всеобщую ненависть будет вызывать наглый узурпатор чужих прав, покушающийся на чужое благосостояние, дерзкий обидчик, попирающий чужие обычаи и нравы, хвастливый авантюрист, ради своей выгоды навязывающий народам то, что им нежелательно. Любая попытка под каким бы то ни было предлогом нарушать границы, обратить соседа в рабство, навязать ему своих богов и лишить его национальных святынь - религии, искусства, привычного образа жизни - встретит врага в каждом народе, который посмотрит на себя и промолвит: «А что если бы это случилось со мной? С ростом подобного чувства незаметно возникает союз всех просвещенных народов, направленный против любой агрессивной державы».
Благодаря «золотому правилу» этика осознала основную проблему нравственности -отношение личности и общества, личных и общественных интересов (в современном категориальном выражении). Вместе с тем возникла необходимость в категориальном выражении всех нюансов этого отношения, учитывающих как достоинство, стремление к свободе индивида, так и результаты его поступков. Наиболее многогранно эти отношения представлены в категориальной структуре Гегеля.
"Гегель отмечает, что моральная воля человека отличается активностью. Действовать - значит обнаруживать моральную волю субъекта в наличном бытии. Это обнаружение есть поступок. Поступок, совпадающий с умыслом воли человека, есть вина. В вину не входят те последствия, которые не адекватны умыслу, а вызваны случайными обстоятельствами. Моральную ответственность человек несет только за вину, но не за действия, совершенные по незнанию. (Это, в частности, есть углубление и развитие мыслей Аристотеля, его классификации действий на произвольные - зависящие от самого действующего лица, и непроизвольные - совершаемые либо по насилию, либо по незнанию. Порицанию, по Аристотелю, подлежат лишь те недостатки, которые в нашей власти.)
Гегель, далее, выделяет категорию намерение. Намерение от умысла отличается тем, что если умысел есть единичное желание воли человека, то намерение есть то всеобщее, что
содержится в единичном - способность ставить цели, присущая мыслящему человеку и отсутствующая у душевнобольных и детей. Намерение - это, по Гегелю, субстанциональная сторона поступка. Его содержательной стороной является благо. В основе совершения поступка лежат интерес субъекта, его склонности, страсти, потребности. Удовлетворить эти потребности есть право субъекта. Реализацию этого права Гегель называет благом. «Субъект имеет... право на то, чтобы особенность содержания в поступке, со стороны ее материи, не была бы для него внешней, но содержала бы подлинную особенность субъекта, его потребности, интересы и цели, которые, как бы объединенные в одной цели, составляют его благо...».
В соответствии с историко-этической традицией (античности, нового времени - Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция) Гегель раскрывает личностно-аксиологический смысл категории «благо» и ее несовпадение с категорией добра. «Благо» - это категория не морали, а этического сознания, отражение ценностного отношения человека к миру. Самым важным и главным для человека, его благом, Гегель считает сохранение своей жизни. Ради жизни священно даже нарушение частной собственности, кража хлеба голодным и т. п. В «Философии истории» Гегель указывает на тождество категорий благо и счастье: обе они означают удовлетворение потребностей человека. «Счастлив тот, кто устроил свое существование так, как оно соответствует особенностям его характера, его желаниям и его произволу, и, таким образом, сам наслаждается своим существованием». В «Философии духа» Гегель подмечает различие между благом и счастьем: счастье - удовлетворение исключительно субъективных, своекорыстных влечений; благо - то, что согласуется с субстанциональной волей «объективного духа», с долгом, т. е. с благом общества.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam