Наука и техника Наука и техника - Сведение этических понятий
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Сведение этических понятий
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.02.2012 г.

Несмотря на очевидное смешение, сведение этических понятий к онтологическим и гносеологическим, все же в истории этики отчетливо проглядывается тенденция к развитию и обогащению сугубо этических категорий. Специфика этических категорий, ,их своеобразный шифр - «исхождение» из личности или «вхождение» в личность. Даже в сократовском афоризме чувствуется этическая направленность: это не просто «Познай!» (мир, природу и т. п.), а «Познай самого себя!». Там, где не хватало этических понятий, онтологические и гносеологические категории приобретали моральный оттенок.

Изменение содержания этических категории - это все большее освобождение их от онтологизации и гносеологизации и все большее включение в них характеристик, раскрывающих связь личности с обществом. Особенно отчетливо это можно видеть на примере категории «добродетель». Онтологизированное представление о добродетели в досократовский период, гносеологизированное представление у Сократа, у Аристотеля «этноируется»: добродетель - приобретенное качество души, сопряженное с совершенной деятельностью.
В эпоху Возрождения понятие добродетели приобретает еще более деятельностный смысл. Особенно четко это просматривается у Н. Макиавелли. Оценивая содержание понятия «virtu», употребляемого Макиавелли, Дживелегов пишет: «Это последнее слово ренессансного индивидуализма, венчание его теории с духом живого дела, прославление и апофеоз действенной энергии человека».
Через два столетия «virtu» теряет в этике «разумного эгоизма» индивидуалистические черты: добродетелью объявляется деятельность, продиктованная заботой об общественном интересе. Это представление о добродетели прочно утверждается в этике нового времени. «При всех определениях нравственности,- писал Юм,- обстоятельство общественной полезности всегда принципиально имеется в виду... каждое явление, которое способствует счастью общества, непосредственно зарекомендовывает себя как достойное нашего одобрения и благосклонности. Здесь налицо принцип, который в значительной мере объясняет происхождение морали».
Даже Кант, хотя и пишет, что мораль «вообще не нуждается ни в каком материальном определяющем основании свободного произвола, т. е. ни в какой цели, ни для того, чтобы узнать, что .такое долг, ни для того, чтобы побуждать к его исполнению», категорический императив формулирует таким образом, что вводит в него представление о всеобщем интересе: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать основой всемирного законодательства». А добродетель соответственно определяется через долг: «...ставшее навыком твердое решение исполнять свой долг и называется добродетелью... Добродетель... приобретается постепенно и называется у некоторых долгой привычкой (в соблюдении закона)».
Категориальная   структура  этического  сознания (и прежде всего знания) XIX века полностью подчинена и соответствует содержанию основного вопроса морали - о сочетании личных и общественных интересов. В системе категорий осознается сам основной вопрос морали. Из его обсуждения не только выросла этика французских материалистов, но и учения социалистов-утопистов, а также все разновидности утилитаризма. Можно и нужно критиковать метод теоретического решения и само решение этой проблемы, например в утилитаризме, но нельзя сказать, что категории этого этического направления стоят ниже уровня категориального освоения социальной действительности в духовной культуре той эпохи. «...Развитой коммунизм, - писал К. Маркс,- ведет свое происхождение непосредственно от французского материализма. Материализм этот в той именно форме, какую ему придал Гельвеции, возвращается на свою родину, в Англию. Свою систему правильно понятого интереса Бентам основывает на M0ipaли Гельвеция, а Оуэн, исходя из системы Бентама, обосновывает английский коммунизм».
Марксистское учение, возникшее в духовной культуре этой же эпохи, не отбросило категориального аппарата, выработанного в этических школах, обсуждавших проблему сочетания личного и общественного, но совершило переворот в указании практических путей решения этой проблемы, показав одновременно, что все теоретические модели решения этой проблемы в рамках буржуазных общественных отношений несбыточны, утопичны.
«Произведения двух крупнейших практических философов новейшего времени, Бентама и Годвина, особенно последнего,- писали Маркс и Энгельс,- также являются почти исключительно достоянием пролетариата, Если среди радикальной буржуазии и существуют последователи Бентама, то ведь только пролетариату и социалистам удалось, отталкиваясь от него, шагнуть вперед».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam