Наука и техника Наука и техника - Категориальные структуры
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Категориальные структуры
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Категориальные структуры
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
24.02.2012 г.

Категориальные структуры современной буржуазной этики
Категориальные структуры современной буржуазной этики сложились под влиянием особенностей отношения этических школ к традиционным вопросам, обсуждаемым этикой прошлого. Так или иначе вся этика прошлого рассматривала вопросы о ценности человека перед лицом общества, о взаимоотношении индивидуальных и социальных ценностей: из чего человек должен исходить как моральное существо, чтобы его поведение было признано нравственным, как совместить стремление к личному благу с моральным добром, какие обязанности раскрывают содержание морального долга и т. п.

Теперь же вопрос ставится шире: прежде чем дать ответы на поставленные вопросы, надо проанализировать сами эти вопросы. (Дж. Мур). «Теории морали,- пишут О. Г. Дробницкий и Т. А. Кузьмина, - стали все дальше отодвигаться от моральной практики. Вопрос о том, каковы должны быть основания человеческих поступков и их нравственных оценок, превратился в чисто методологический: а возможны ли вообще такие основания. Понимание этики как практической науки стало неприемлемым для буржуазных философов XX века».  На место этики пришла метаэтика. Метаэтический анализ этических вопросов и терминов стал содержанием этического знания, что характерно для целого направления - школ интуитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа.
Позитивистская установка на освобождение этики от мировоззренческих проблем приводит к выводу о нейтральности этики по отношению к моральным позициям и поведению людей. «Все теории морали,- писал А. Айер,- интуитивистская, натуралистическая, объективистская, эмотивная п остальные,- поскольку они являются философскими теориями, нейтральны по отношению к действительному поведению... Глупо, а также самонадеянно для философа какого бы то ни было рода выступать в роли проповедника нравственности». Отказавшись от обсуждения нормативных проблем, «новая этика» объектом своего исследования сделала язык морали и этики. Сначала анализ морального языка выступал как средство для понимания моральных проблем, затем он становится самоцелью. По этому пути, определяемому как этический формализм, пошли интуитивизм, неопозитивистская этика, этика лингвистического анализа.
Для второго пути характерны претензии на «позитивное» решение традиционных проблем: апелляция к личности, попытки указать человеку смысл «подлинного» существования. С этих позиций выступают экзистенциализм, неопротестантизм, фрейдизм. По методу решения проблем все они тяготеют к этическому иррационализму.
Оба направления отличаются друг от друга и способом решения проблем, и категориальным аппаратом. Вопросы метода решения проблем в названных этических направлениях получи пи   детальное   критическое    исследование в монографиях К. А. Шварцман, О. Г. Дробницкого и Т. А. Кузьминой и других авторов Первая тенденция в буржуазной этике, которую можно вслед за X. Фаренбахом   определить как «языкоаналитическую» не привела к созданию какой-либо новой категориальной структуры - ее теоретики лишь проанализировали методом формальной логики категориальные структуры прошлой этики и моральные понятия обыденного языка. Однако обсуждение чего-либо, в том числе и категорий, требует своего категориального аппарата. Для метаанализа нужны тоже соответствующие категориальные структуры. Но это не было движением от категорий меньшей общности к категориям большей общности; наоборот, метод «верификации» подсказывал использование в качестве инструмента исследования обыденных понятий, соотносящихся с данными чувственного опыта. Пожалуй, единственно фундаментальными понятиями, которые вошли в арсенал научного мышления XX века, были «суждения факта» и «суждения ценности» (различение которых восходит своими традициями к Юму).
Для того чтобы описать различие между высказываниями «это сделано» и «это должно быть сделано», был введен ряд понятий для обозначения предложений второго типа. Их определяли как «предписания», «императивы». «...Призывы к моральной добродетели, - писал А. Айер, - являются вовсе не высказываниями, а восклицаниями или приказами, предназначенными для побуждения... к действию определенного рода...».
Понятия «восклицание», «приказ», «выражение чувств» (А. Айер, Р. Карнап), «предписание или руководство выбора» (Р. Хеар), с помощью которых логические позитивисты описывали моральные суждения, трудно было бы назвать категориями в строгом смысле этого слова. Это понятия обыденного языка, используемые как инструмент анализа на основе принципа верификации. Тем не менее ряд понятий мегаэтики, бесспорно, обогатил наше понимание морали (на что обращали внимание М. Корнфорт, М. Фритцханд, Ф. Лезер, В. Эйхгорн и др.). «Различение факта и ценности, - пишет М. Корнфорт, - диагноз натуралистической ошибки, принцип, согласно которому оценочные высказывания эмпирически непроверяемы и не следуют из высказываний о фактах, - вот те пункты, которые необходимо принять во внимание при всяком обсуждении проблем этики. И несомненно, все эти положения были определенным достижением эмпирической аналитической философии».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam