Наука и техника Наука и техника - Понимание сущности и специфики морали
  21.11.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Понимание сущности и специфики морали
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
23.03.2012 г.

Понимание сущности и специфики морали ведет к пониманию ее структуры; и наоборот, понимание структуры морали ведет к соответствующему представлению о ее сущности и специфике. Структура морали - это исторически сложившееся практическое и духовное отношение личности и общества с его проблемами и вопросами. Это отношение предстает в двух ракурсах видения - морально-практическом, осуществляемом самими моральными субъектами, и теоретическом, осуществляемом этиками в виде способов решения тех проблем, которые выдвигает главное моральное отношение.

Система этических категорий тоже предстает как отображение этих двух способов видения. Исторически этика обсуждала содержание морально-практического видения морали, ее проблем, и поэтому ее категории описывали сущее и должное в основном моральном отношении. Из обсуждения морально-практических проблем появились различные интерпретации блага, добра и зла, справедливости, чести, долга, счастья. Этика придала различные теоретические формулировки «золотому правилу» (в своей основе правилу практическому, моральному), поставила вопрос о цели и средствах нравственной деятельности. В духовной жизни общества мы сталкиваемся как бы с двумя витками спирали в понимании морали: первый - обсуждение практических отношений людей в понятиях морального сознания обыденным моральным сознанием, второй виток - обсуждение тех же самых проблем и моральных понятий об этих проблемах на категориально-этическом уровне. Это, видимо, и обусловливает специфику этических категорий. Р. В. Петропавловский, на наш взгляд, обоснованно отмечает, что этические и моральные понятия, категории до некоторой степени одни и те же, а именно: добро, долг, идеал, честь, смысл жизни, совесть, поведение, моральный мотив, моральная оценка, моральное отношение и т. д. Многие свои категории наука позаимствовала у обыденной жизни. Однако, подчеркивает автор, обращение с понятиями, категориями, их употребление в науке отличны от их употребления в практике морального сознания. «В этике понятия, категории рассматриваются теоретически, причем берутся в их всеобщей форме и многообразии их различного конкретного содержания. В морали они применяются практически, причем всякий раз в том или ином одном, достаточно определенном, относительно однозначном, конкретном наполнении, соответствующем общему смыслу именно данной моральной системы и не соответствующем, нередко противоречащем общему смыслу других моральных систем. В этике понятия, категории берутся объективно, в целях изучения предмета, в морали - субъективно, в целях применения моральных установлений, для ориентации человека в конкретной ситуации определенным образом».
Однако этическое сознание стремится не только к слиянию с моральным сознанием, но и к отрыву от него, не только к содержательному, но и формальному рассмотрению основного морального отношения. В категориальном выражении структура морали соответственно предстает, с одной стороны, как содержательная, с другой - как формальная, или, по выражению Л. М. Архангельского, «субстанциональная» и «структурная».
Идея спирали, используемая при построении системы этических категорий, - это конкретное воплощение марксистской мысли о движении познания от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от второго к третьему и т. д. И это одновременно предостережение против намерений построить законченную систему, упростить и реальное функционирование морали в обществе, и ее связи с другими явлениями общества, и процесс теоретического отражения в категориях. Высказанная позиция о невозможности завершенной системы категорий - не агностицизм, а противодействие метафизике, методологическая «подсказка» продолжать усилия по исследованию морали, разрабатывать и обогащать этический категориальный аппарат.
Формирование категориальной структуры этики связано с прогрессом этического знания, расширением этической проблематики, выделением новых подходов и аспектов в исследовании морали. Внутри этического знания происходит неизбежный процесс дифференциации, связанный со спецификой подхода к исследованию морали, процесс выделения разделов этики. Более или менее отчетливо уже можно назвать социологическую, гносеологическую, аксиологическую, логическую,- педагогическую, историческую, нормативную проблематику в этических исследованиях.
Если для социологического подхода к исследованию морали характерно раскрытие сущности морали как специфического способа регуляции, механизмов детерминации морального сознания и поведения, соотношения свободы и необходимости, социальной обусловленности моральных отношений, то задачей гносеологии морали становится выявление специфики отражения действительности в формах морального сознания - принципах, идеалах, нормах, суждениях, их анализ в системе гносеологических категории «отражение», «истинность - ложность», «относительное - абсолютное», выяснение возможности и смысла их применения по отношению к морали.
При логическом подходе предметом исследования становится моральный язык, а задачей исследования - раскрытие специфики моральных суждений в отличие от описательных высказываний и обоснование возможности формализации морального языка (деонтика); аксиология морали совместно с психологией исследует механизмы превращения общественных моральных идеалов, принципов в личные моральные убеждения и нравственные позиции людей, закономерности формирования ценностных отношений.
При педагогическом подходе мораль рассматривается как один из факторов всестороннего и гармонического развития личности и в соответствии с этим разрабатываются теории нравственного воспитания; нормативная этика решает задачи пропаганды моральных принципов и норм, раскрытия смысла моральных идеалов, вытекающих из потребностей современного этапа исторического развития общества, а также разработки разнообразных профессиональных кодексов и т. д.
 При каждом из названных аспектов исследования мораль анализируется с какой-либо одной стороны, но их совокупность дает представление о морали как о целостном сложном социальном явлении. Знание же, как известно, существует в форме суждений, понятий и категорий. Этические категории, подобно любым категориям,- это «ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею», в данном случае – познавать и овладевать моралью. Расширение аспектов видения морали - это одновременно и расширение категориального аппарата этики. При этом каждый из аспектов видения морали можно рассматривать как новый «виток спирали» в познании дихотомии «личность - общество» в ее морально-проблемном выражении. Идея спирали при построении системы этических категорий имеет преимущества перед «одноплоскостным», «горизонтальным» рассмотрением морали, так как показывает «место» каждой этической категории. Не случайно, видимо, многие этические категории не вошли в предложенную Л. М. Архангельским систему «структурных» и «субстанциональных» категорий, и он отнес их к «функциональным»: моральная истина, цель и средства, нравственная свобода, моральные качества личности. Однако перечисленные категории не однопорядковы, они взяты с разных витков спирального познания морали: «цель и средства» - из категориальной структуры социологии и психологии морали, «моральная истина» из структуры гносеологии морали, «моральные качества личности»- из категориальной структуры социально-психологического анализа морали, «моральная свобода» - из категориальной структуры психологии и социологии морали.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam