Наука и техника Наука и техника - Ратуя на расширение этической проблематики
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Ратуя на расширение этической проблематики
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Ратуя на расширение этической проблематики
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
30.03.2012 г.

Ратуя на расширение этической проблематики и обогащение ее категориального аппарата, вместе с тем следует согласиться как с непреложным фактом, что стержневыми категориями этики были и остаются субстанциональные, поскольку они раскрывают сущность и специфику главного морального отношения и нормативность морального сознания.
Далее, категориальная структура марксистско-ленинской этики, обогащенная многими теоретическими понятиями, в своей принципиальной основе не может отойти от понятий, выработанных для обслуживания основных вопросов морали и ее основной проблемы - взаимоотношения личности и общества, укрепления социального сообщества и развития личности.

Марксистская этика наследует и усваивает дух «золотого правила» нравственности и основные его нормативные суждения и понятия: обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой; если хочешь, чтобы люди работали для тебя, работай для них; если хочешь, чтобы они служили твоим потребностям, служи их потребностям; если хочешь, чтобы они были добрыми, отзывчивыми и внимательными к тебе, веди себя так по отношению к ним; если ты не хочешь, чтобы другие использовали тебя в ущерб твоим интересам, не используй их таким образом. Это, подытоживает М. Корнфорт,- «выражение опыта и житейской мудрости...». Он правильно отмечает, что «золотое правило» способно полностью воплотиться в жизнь лишь в условиях коммунизма (осознание этого факта и делает коммунизм желательным), где люди будут жить свободной совместной жизнью, а их личные обязанности будут состоять в выполнении «золотого правила»: рассматривать людей как цели, а все остальное - как средства человеческой деятельности и удовлетворения человеческих потребностей.
Категориальный аппарат, связанный с осмыслением «золотого правила» - выражение преемственности, связи марксистской этики с домарксистской. Однако общественная жизнь в условиях социализма порождает в сфере нравственности много таких явлений, которые не могут быть поняты без введения новых понятий и категорий. В последние годы, например, в связи с воздействием научно-технической революции на нравственную сферу возникло понятие моральной надежности для обозначения совокупности социальных качеств, необходимых при решении организационных, производственных, технических и т. п. задач, выдвигаемых научно-техническим прогрессом, экологической ситуацией, ролью человека в системе производства и т. д.
Развитие категориального аппарата этики находится также в прямой зависимости от развития категориального аппарата марксистской социологии и научного коммунизма. На современном этапе общественного развития, когда актуальной стала проблема формирования коммунистической личности, возникла потребность в новой категориальной структуре, отражающей механизмы формирования личности. Так, центральной категорией социологической науки и теории личности стали категории образа жизни и деятельности. Среди многообразия определений образа жизни нам прежде всего импонируют те из них, в которых раскрывается диалектика образа жизни и личности. «Образ жизни,- пишет В. С. Марков,- это вся совокупность явлений общественной жизни, рассматриваемая в плане проблемы человека- его формирования, развития его личности... Проблема образа жизни заключает в себе всю сумму характеристик исторически определенной общественной системы, взятых на уровне особенного и единичного, индивидуального».
В. С. Марков, на наш взгляд, правильно интерпретирует смысл использования К. Марксом и Ф. Энгельсом понятия «образ жизни». Основоположники марксизма, отмечает он, употребляли его с единственной целью, с единственным назначением - как своего рода «мостик», промежуточное звено между теоретическими категориями наибольшей общности, отражающими закономерности общественного развития (вроде понятия «способ производства»), и конкретными, единичными явлениями, составляющими индивидуальную жизнедеятельность людей и ее условия. Образ жизни, таким образом, представляет собой совокупность всех непосредственных условий формирования, развития и деятельности индивидов- то, что домарксовские материалисты, просветители и утописты называли обстоятельствами, средой, отстаивая взгляд, согласно которому обстоятельства формируют человека.
Здесь, следовательно, тоже действует закономерность преемственности категориальной структуры: категориальная структура домарксовской социальной этики (т. е. этики «исправления нравов») есть основа, на которой выросла категориальная структура марксистской социологии как науки и социологии морали как раздела современных этических исследований.
Марксистская этика не порывает с домарксовской этикой связь и в том отношении, что помимо категориальной структуры, описывающей моральное сознание, нравственную деятельность, нравственные отношения - собственный предмет этики, она включает в себя также категориальную структуру, описывающую субстанциональное бытие человека, его морально-этическое рефлексирование, этическое мировоззрение, которые выводят человека за рамки собственно моральной ориентации и поднимают на уровень философско-мировоззренческого постижения человека и мира. Это не значит, что марксизм берет в неизменном виде аппарат старой этики; сохраняется лишь тенденция включения в категориальную структуру не только понятий о морали, но и понятий о бытии человека. Содержание же понятий о бытии человека в марксизме качественно отличается от содержания понятий старой этики. Размежевание Маркса с господствующими в прошлом идейными течениями пошло по линии разработки понятий «практика». Категория «практика» позволила Марксу по-новому объяснить употреблявшиеся ранее понятия «действительный человек», «бытие человека», «жизнь», «деятельность», «свободная сознательная деятельность». Выделение категории «жизнедеятельность» было важнейшим этапом в формировании материалистического понимания человека. Эта категория выражает особенность человеческого отношения к миру, способ бытия человека в мире: «созидание», «переработка», «преобразование» предметного мира.
Практика, включая в себя три момента - внешнюю действительность, преобразовательную деятельность, цель, дает ключ к объяснению человека в единстве его деятельности и сознания.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam