Наука и техника Наука и техника - На основе практического освоения мира
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow На основе практического освоения мира
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
На основе практического освоения мира
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
06.04.2012 г.

На основе практического освоения мира человек постигает его одновременно и духовно. В рефлексии человек открывает «величие» самого себя как субъекта деятельности. Из понимания человека как субъекта истории, единственной его преобразующей силы, вытекает понимание цели исторического развития- развитие человека. Ценность человека является доминирующей в системе мировоззренческих ценностей марксизма. Для марксизма этическая, аксиологическая сторона учения о человеке неотделима от философского понимания истории общества, характера производственных отношений, классовых позиций и т. д.

Однако специфику этического подхода к человеку можно представить на теоретической основе аксиологически-нормативного понимания человека, кульминационная точка которого характеризуется пониманием человека как высшей ценности. Мораль не "может рассматриваться в виде некоего множества предписаний, имеющих одинаковый вес и значение. В действительности, нравственные нормы систематизированы в определенном порядке. Вершиной такой иерархии ценностей является конечная цель, к которой стремится человек. Нравственность возникает на почве таких социальных связей, при которых индивидуум выступает уже деятельным субъектом своих отношений. Характер же морального отношения как раз характеризуется связью: субъект - субъект, при которой каждый член является потенциальным носителем одинаковых моральных свойств.
Категория «ценность человека» выражает высший принцип гуманизма. В условиях острой идеологической борьбы она служит этическому "обоснованию преимуществ социализма перед капитализмом, социалистического образа жизни перед буржуазным. Однако она не теряет нормативного смысла и в условиях социализма, где еще сохраняются нравственные пороки, где эгоистический интерес может служить основанием для отношения к другому человеку как к средству для достижения своих целей. Провозглашение человека высшей ценностью имеет значение, следовательно, как в идеологическом, мировоззренческом, так и в нравственно-регулятивном отношении. Нравственность требует подходить к реально существующим в обществе формам поведения с точки зрения более высокого идеала (устремленного в будущее). Собственно этим она и отличается от других факторов, регулирующих взаимоотношения между людьми.
Единство в этике категориальных структур, раскрывающих сущность и структуру морали, с одной стороны, и субстанциональное бытие человека - с другой, проявляется в категориальной структуре, раскрывающей функции морали. В этой части этического познания категориальная структура на высоком уровне абстракции рассматривает мораль как целостное явление в наиболее широкой системе - в обществе, учитывая все грани и стороны общественной жизни, начиная с бытия человека и кончая процессами управления социальной жизнью.
В литературе по этике и социологии имеются серьезные теоретические разработки проблемы функций морали, понятия «функции морали», типологии функций. Так, например, Л. М. Архангельский выделяет три функции - гносеологическую (отражательную), регулятивную и гуманистическую (воспитательную). Е. А. Якуба вычленяет две основные функции морали - функцию социальной ориентации и социального регулирования. С. Ф. Аписимов выделяет регулятивную, ценностно-ориентирующую, гносеологическую, воспитательную, революционно-критическую и апологетическую функции; А. И. Титаренко - регулятивную, ценностной ориентации, предвосхищения (признавая существование и других функций). Авторы книги «Мораль и общество» называют ориентирующую, организующую, интегрирующую, оценочную, мотивирующую функции. Т. С. Лапина, посвятившая проблеме социальных функций морали специальное исследование, анализирует ценностно-ориентирующую функцию, регулятивную, функцию формирования социального субъекта.
Нам представляется, что для анализа как самих функций морали, так и категориального (понятийного) аппарата, связанного с раскрытием этих функций, вновь методологически плодотворной оказывается идея спирали.
Во-первых, рассмотрение функций может осуществляться на различных уровнях конкретности. Научный анализ морали может быть абстрактным (анализ функционирования морали в любом обществе, морали как социального явления) и конкретным (анализ функционирования определенной системы морали в определенном обществе, в конкретную историческую эпоху).
Во-вторых, количество называемых функций и богатство категориального аппарата зависят от количества связей в системе «личность - мораль - общество», рассматриваемых при их взаимодействии. Самая внешняя связь - значение морали для личности и для общества в социальном плане. При таком подходе усматриваются лишь две функции - социальной ориентации и социального регулирования. Однако, если попытаться заглянуть в мораль глубже, в плане ее изменения и обогащения, активного ценностного воздействия на общественное бытие, можно уже вычленить познавательную (отражательную), революционно-критическую и апологетическую (охранительную) функции морали. Если, далее, на новом витке спирали рассмотреть воздействие морали на личность, рассмотреть как систему ценностей, побуждений и ограничений, можно вычленить воспитательную функцию и более широко - функцию формирования социального субъекта.
Очевидно, что при таком последовательном движении познания функциональной природы, морали вглубь последняя раскрывается во все большем разнообразии этических категорий.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam