Наука и техника Наука и техника - При самом общем рассмотрении
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow При самом общем рассмотрении
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
При самом общем рассмотрении
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.04.2012 г.

При самом общем рассмотрении функциональной связи личность - мораль - общество объектом анализа становится «клеточка» морального сознания, воздействующая как императивная сила - моральная норма. Именно благодаря особенностям, присущим нормам, мораль осуществляет свою регулятивную функцию. В исследованиях справедливо отмечается, что моральные нормы (как и вообще все социальные нормы) синтезируют соотносящиеся общественные и личные интересы, служат оптимальным условием наиболее полного удовлетворения как тех, так и других.

Социальные нормы называют мерой взаимоотношений общества и личности, качественной характеристикой их функционирования.0 Моральные нормы одновременно выступают в качестве средства, инструмента в достижении целей человека, уверенности в своей социальной защищенности, а также в качестве средства социального воздействия на личность: нормы управляют ее поведением. В преобладании общественных интересов над личными заключена первооснова императивности социальных норм.
Норма соединяет две полярности - общество и личность. «Бытие» нормы в личности приобретает свои особенности, которые описываются уже в иных понятиях и категориях. «Моральная норма не есть только внешнее предписание; она есть требование, принятое и усвоенное личностью, ее внутренняя установка к определенного рода действиям, пронизанная сознанием и чувством долга, ответственностью, совестью. Моральную норму поэтому следует рассматривать как процесс превращения объективного (т. е. существующих независимо от индивидуумов предписаний) в субъективное, как единство того и другого».
Иногда высказывается мнение, что этика, обращаясь к личности, должна рассматривать ее со стороны таких качеств и проявлений, которые в основном не составляют предмета изучения человека другими науками, и описывать их посредством собственного понятийно-категориального аппарата. Однако, именно последнее намерение наиболее трудно осуществимо, поскольку процесс усвоения личностью морали в наиболее адекватной терминологии выражен социологией и психологией.
В социологии детально исследуются процессы социализации, а в психологии - индивидуализации. На уровне социализации человек постигает знания о нравственно-должном, на уровне индивидуализации превращает эти знания в убеждения, в глубокие внутренние, субъективные моральные установки. Процесс становления морально зрелой личности (цель нравственного воспитания и один из объектов этического изучения) включает в себя этапы: социализация-индивидуализация морального сознания - деятельность - нравственная деятельность. Очевидно, что этику должно интересовать не только конечное состояние в процессе становления нравственной личности, но и сам процесс становления моральной зрелости. Это специфическая область психологии морали, без разработки которой знание о нравственной социализации окажется слишком абстрактным и общим. Нельзя не согласиться с мнением Л. Рувинского, что «времена, когда нравственные убеждения отождествлялись с любыми нравственными знаниями и задачи формирования убеждений личности сводились к информации о нравственных категориях, сейчас кажутся далекими». Психолог А. Н. Леонтьев разработал понятие «личностный смысл» как уровень и качество усвоения личностью внешней информации, процессов внешнего мира, значения тех или иных знаний и явлений в общественном сознании.
Усвоение морали - это перевод ее понятий, норм, принципов, категорий на уровень личностного смысла, усвоение социального, ценностного значения ее высших принципов и идеалов.
«Личностный смысл моральных нормативов» и положительная «нравственная мотивация»- соотносительные понятия. Различие их в том, что первое характеризует отношение к нормам, второе-ориентацию на норму в поведении. Воспитание, направленное на формирование мотивов, можно считать наиболее высоким уровнем воспитания.
Соотнесение после этого анализа двух категорий - императивность моральных норм (регулятивная функция морали) и внутренняя убежденность в правомерности, ценности, истинности этих императивов - раскрывает механизм действия и всех остальных функций морали. В этой связи становится понятным пафос тех авторов, которые настойчиво призывают обратиться к исследованию морали как ориентационной системы. «Мораль,- пишет А. И. Титаренко,- дает людям бесценное знание, обобщающее жизненный опыт многих поколений. Это знание особого рода, управляемое системой ориентации в мире социальных ценностей, пристрастное знание сопричастности жизни человека к реализации и творчеству этих ценностей. Преобразуя знание в поведение и оценку, ориентацию и идеал, т. е. в явления глубоко внутриличностного характера, мораль все более непосредственно связывает жизнедеятельность человека с тенденциями социально-исторического прогресса».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam