Наука и техника Наука и техника - Мораль
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Мораль
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Мораль
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.04.2012 г.

Мораль выступает «неотъемлемой стороной духовной культуры», разновидностью «духовных ценностей», «определенным элементом духовной культуры», «особой формой духовной культуры». Императивность моральных норм, следовательно, достигается не за счет действия каких-то социальных институтов, а благодаря их включению в индивидуальное моральное сознание. Регулятивная функция морали действует только через и в единстве со своей противоположностью - ценностной функцией.

Можно согласиться с положением А. Даргинавичене: «Природа морали не исчерпывается ее регулятивной функцией, ибо ей не менее свойственно ценностное осознание общественных отношений, обеспечивающее определенную социальную ориентацию индивидов и групп», хотя правильнее было бы говорить не о дополнении одной функции другой, а о принципиальном диалектическом единстве нормативной и оценочно-мнровоззренческой функций морали. Система категорий этики, связанная с раскрытием функций морали, и должна строиться с учетом единства ее нормативной и оценочно-мировоззренческой сторон. Это обязывает к внимательному анализу тех категорий, в которых наиболее глубоко представлено нормативное и ценностное содержание: гуманизм, патриотизм, интернационализм, достоинство, честь, совесть, верность слову, обязательность, ответственность и т. п., хотя и степень обобщения явлений нравственной жизни различна в названных понятиях, и их «адресованность» неодинакова (в одном случае большее внимание к защите групповых, классовых ценностей, в другом-личностных), и исторические рамки действия изменчивы и т. д. Но все это служит лишь дополнительным аргументом в пользу признания нормативно-ценностно-ориентационной природы всех содержательных этических категорий.
Подводя итог, мы должны согласиться с пафосом слов М. Корнфорта, что все классификации, обобщения и описания следует рассматривать как временные, «как относящиеся только к каким-то конкретным фазам или состояниям или к каким-то конкретным уровням абстракции, достигнутым при описании и объяснении». Этот методологический принцип позволяет увидеть относительность всех существующих классификаций этических категорий. И в то же время позволяет показать их правомочность, право на существование, поскольку все они являются ступенями единого спиралеобразного процесса изучения сущности, структуры и функций морали с возвращениями 'к исходной точке, но все с большим углублением в механизмы морального регулирования и ориентирования, усвоения моральных нормативов и ценностей индивидуальным сознанием, что, естественно, проводит к расширению категориального аппарата и более углубленному познанию, раскрытию содержания выдвинутых на предшествующей стадии познания категорий. Диалектика оказывается единственно плодотворным методом объяснения, познания и разрешения актуальной проблемы этической, науки. Это вполне согласуется с пафосом ленинского завещания диалектически объяснить путь развития духовной культуры человечества.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam