Наука и техника Наука и техника - Функции этического сознания
  21.11.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Функции этического сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
28.04.2012 г.

Функции этического сознания
Оживление этического мышления всегда стимулировало появление этических движений, которые помогали соответствующим поколениям с большей эффективностью решать свои задачи.
А. Швейцер Глава I
Диалектика социальных функции морального сознания и этических воззрении
Механизмы ценностно-ориентационного  воздействия этических воззрении на моральное сознание
В этической литературе практическая применимость этического знания связывается иногда с процессом разработки теоретического аппарата этики, отвечающего сложности и тонкости нравственных механизмов регуляции, с процессом адекватного понимания этих механизмов и их соотношения с экономическими, организационными, административными, политическими и иными социальными регуляторами.

 Вряд ли это верно с исторической точки зрения. Ведь еще и до решения названной задачи - адекватного понимания этикой морали и ее статуса в общественной жизни - философы, этики, моралисты сознавали, что этическое знание имеет право на существование, лишь решая практические задачи. При помощи концепций смысла жизни и ценности жизни этика выдвигала образцы поведения, оказывая тем самым воздействие на систему социальных ориентации человека, его нравственный выбор. Ценностно-ориентирующая функция преобладала в учении Эпикура, стоиков, в новое время - в учении Спинозы, Декарта, Фихте, Фейербаха и др. Фихте, например, этизировал содержание своего «наукоучения», рассматривая его как ориентир для «правильной жизни».
Ценностно-ориентирующая функция этики во все исторические эпохи проявлялась в формировании той или иной жизненной установки - оптимистической или пессимистической. В исследованиях по проблеме оптимизма (В. И . Синютин, К. Стошкус) правильно отмечается, что оптимистическая установка может иметь стихийный, неосознанный характер, проявляться в повседневной деятельности, в удовлетворении возникающих потребностей, в осуществлении практических дел, которые сопровождаются положительными эмоциями и уверенностью в осмысленности своей жизни, значимости поставленных целей, совершаемых поступков. Такая установка может быть присуща как отдельному индивиду, так и социальной группе, и даже мироощущению общества, эпохи.
Однако практический оптимизм оказывается непрочным в кризисные, поворотные жизненные ситуации. В этом случае возникает необходимость рационально обосновать оптимистическую установку, «мотивировать оптимистическое отношение к миру и к самому себе». На помощь приходит философско-этическая аргументация, материалистическое обоснование смысла жизни и деятельности человека, мудрость мыслителей разных стран и эпох.
Цели усиления или ослабления той или иной жизненной установки служат этические рационализации. Исследователь этого феномена Ю. В. Согомонов под этической рационализацией понимает теоретизированное по форме описание моральных идей, образов и настроений массового морального сознания. Она есть «вторичное отражение», систематизация и кодификация идей, вплетенных в непосредственный «язык реальной жизни». «Понятия, которыми оперирует этическая рационализация, не отражают ни социально-вещные отношения, ни факты «нравственной жизни» как таковые. Они передают лишь предметность мироощущения и верования, пристрастия и ожидания массового морального сознания».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam