Наука и техника Наука и техника - Этические рационализации
  22.10.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Этические рационализации
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.05.2012 г.

Этические рационализации ближе всего к непосредственному содержанию морального сознания. Видимо, к этому жанру в истории следует отнести «Характеры или нравы нынешнего века» Лабрюйера, «Размышления, или моральные изречения и максимы» Ларошфуко, в наше время - «Подводя итоги» С.Моэма, многочисленные бестселлеры, эссе, культивирующие моральные качества, ведущие в буржуазном обществе к успеху.

Если рационализации названных авторов XVII века были критическим отражением образа жизни аристократии, правдой о ее морали,
высказанной нередко в саркастической форме, то сегодня рационализации буржуазных авторов призваны психологически и морально «спаять» человека с буржуазным образом жизни. Нельзя недооценивать социальный эффект этих рационализации. Рационализации оказывают мировоззренчески-регуляционное воздействие на деятельность всех социальных институтов классово антагонистического общества. «В свою очередь с помощью этих институтов содержание рационализации оказывается и содержанием идео-психологических внушений, направленных на массовое сознание, облегченное в наше время общим ростом образования и революцией в средствах массовой информации. Это позволяет содержанию рационализации через «массовую культуру» и пропаганду прямо выйти к объекту манипуляционного воздействия».
Автор правильно отмечает, что не рационализации как разновидность моральной идеологии определяют стихийно складывающиеся моральные представления, установки, настроения людей. Практическое моральное сознание первично по отношению к их теоретическим отражениям. Но это сознание лишь частично можно признать за независимое и непосредственное отражение конкретной жизненной практики: стихийно возникающее моральное мировоззрение масс, отдельных социальных слоев впитывает просочившиеся «сверху» упорядоченные идеи и образы из различных видов этических рационализации; стихийные моральные представления, образы и настроения смешиваются, «сплавляются» с более или менее развитыми моральными идеологическими образованиями.
Эта диалектика массового морального сознания и этических рационализации, обыденного и теоретического сознания в сфере морали, механизм их взаимовлияния, очевидно, характерна для различных моральных систем в истории общества. Конечно, при неразвитости средств массовой информации этические идеи не могли сразу становиться достоянием массового морального сознания, раньше всего они оказывали влияние на «просвещенную» часть общества. Однако и история на ранних ее этапах делалась не всей массой населения (о чем свидетельствует и закон возрастания роли народных масс в истории), а ее наиболее передовой частью. А. Ф. Шишкин отмечает, что новаторские социальные и философские учения, выраженные в форме теоретического трактата, публицистического памфлета или художественного произведения, могли оказывать и оказывали серьезное нравственное влияние на умы и сердца людей, на развитие познания и практику. «Моральный прогресс общества был многим обязан этим философским и социальным учениям... Под влиянием этих идей на основе нового социального опыта складывались новые нравы, изменялись личные отношения между людьми».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam