Наука и техника Наука и техника - Философско-этическая мысль
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Философско-этическая мысль
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Философско-этическая мысль
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
12.05.2012 г.

Философско-этическая мысль много сделала для пропаганды и распространения идеала гуманизма, представления о человеке как высшей ценности, развития чувства и сознания собственного достоинства. Начиная с эпохи Возрождения концепция гуманизма стимулировала борьбу с абсолютизмом и засильем церковной регламентации. Каждое новое этико-философское сочинение усиливало аргументацию в пользу признания человека как высшей ценности. Гуманизм составной частью вошел в учение энциклопедистов, просветителей, в этическое учение И. Канта.

Высшее назначение философии, по Канту, заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному самоопределению личности. «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу,- а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». На всю «просвещенную часть общества» огромное впечатление оказывало обоснование автономности человека, его разумности, права на выбор, признание его как свободного субъекта, не зависящего от действия сверхъестественных сил. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он - личность, и в силу единства сознания, при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные...» - писал И. Кант в «Антропологии».
В XIX веке в антропологическое учение, развиваемое Фейербахом, русскими революционными демократами, позднее народниками, во все большей степени вносится идея активности субъекта, необходимости «присвоения индивидом его собственных жизненных сил». Философско-этическая литература теоретически обосновывала право на революционную деятельность. «Практически важнее всего практическая философия,- писал П. Л. Лавров,- указывающая не только что и как бывает, каким образом происходят те или другие общественные явления, но и цель, к которой человек обязан стремиться, идеи, которые желательно воплотить в общественный строй».
Конечно, тот же XIX, а затем и XX век породили не только прогрессивную этическую мысль, стимулирующую революционную деятельность, критическое отношение к отжившим общественным отношениям, но и реакционные идеи, которые в антропологии С. Кьеркегора, а затем в экзистенциализме, вопреки декларируемым намерениям, не столько побуждали человека к жизнеутверждающей активности, сколько внушали ему чувство пессимизма и безысходности, поскольку убеждали его в одиночестве, абсолютной враждебности ему общества, техники, научного знания, человеческих объединений и т. п. Воздействие обеих тенденции - прогрессивной и реакционной - на моральные ориентации - закономерность, которую нельзя не учитывать при анализе духовной культуры.
При оценке социальных функций этического знания особого анализа заслуживает раскрытие его функций, связанных с категориальной структурой как принципиальной особенностью этического знания. Воздействие на практические установки этическое знание способно оказывать не только своей концептуальностью, но и категориальностью. Проблема раскрытия функций этических категорий является актуальной для современного развития этики. На актуальность этой задачи обращает внимание, в частности, Ст. Ангелов. Работа по исследованию функций категорий еще только начинается, и проводить ее следует, видимо, в рамках конкретно-исторического анализа духовной жизни определенных исторических эпох, периодов.
В историко-философской и историко-этической литературе обращается внимание на то, что из совокупности категорий античной культуры складывается образ человека, к которому стремилась эта культура. Это - «мудрость», «мера», «знание», «добродетель», «дружба», «справедливость», с помощью которых обосновывался идеал атараксии, и гражданина государства, и апатии, автаркии.
Понятия мудрости, меры и другие одновременно ориентируют и нормируют, стимулируют и ограничивают, сдерживают и побуждают. Эти категории рассчитаны на автономную ориентацию в мире, на выбор, самосовершенствование, на открытие нравственной опоры в самом себе и в то же время на установление гармонии во внешнем мире.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam