Наука и техника Наука и техника - Средневековая культура
  19.11.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Средневековая культура
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.05.2012 г.

Средневековая культура дает новый набор категорий, из совокупности которых образовывалась «модель мира» («образ мира», «видение мира»). Это категории «справедливость», «добро», «зло», «грех», «вина», «судьба» и др. «Моделью мира», пишет А. Я. Гуревич, человек руководствовался во всем своем поведении, с помощью составляющих ее категорий он «отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта». Неосознанно усваивая эти категории, и прежде всего их значения, человек мыслил о мире через их призму. Категории в восприятии мира выполняют функцию категориального синтеза: с их помощью хаос восприятий принимает законченно-системный вид; явления приобретают определенную оценку и истолкование.

Эпоха становления капиталистических отношений выработала новую группу категорий, система которых давала новое видение мира, социально-этический идеал общества. «Свобода», «равенство», «братство», «справедливость» содержали в себе не только представление о новом типе общественных отношений, отношений между людьми, человеком и государством, человеком и церковью, но и нормативный смысл, императивную силу, побуждающую к действию. В них были и оценка старых церковно-феодальных отношений, положения человека в обществе и одновременно идеал его будущего величия. С первыми признаками осознания неспособности буржуазии реализовать эти идеалы, «равенство», «справедливость» наполняются демократическим содержанием, становятся программой утопических движений. Утописты смотрели в ту же сторону, куда шло и действительное развитие. Эти идеи, будучи созвучными психологическим настроениям масс, вдохновляли их на борьбу, вели на штурм старого общества, служили источником их героизма и самопожертвования, сплочения и солидарности.
Критическое отношение к буржуазной цивилизации в этическом мировоззрении получило оформление в категории «отчуждение». В ранних произведениях К. Маркс трактует отчуждение как «обеспечение человеческого мира» в условиях капиталистической эксплуатации. К. Маркс не ограничился констатацией факта отчуждения и дегуманизации личности при капитализме, он указал и пуни ликвидации отчуждения - «действительное коммунистическое действие».
Впоследствии Маркс редко пользовался понятием «отчуждение»- и не потому, что стал отрицать смысл, вкладываемый в это понятие, а потому, что выработал более точные и конкретные понятия, свободные от этической оценки, более объективные: «товарный фетишизм», «стоимость», «прибавочная стоимость», «капитал», «эксплуатация», «классовая борьба», «социальная революция» и др. «Дело не только в том,- отмечает Ст. Ангелов,- чтобы возмущаться антигуманными отношениями в обществе, отчуждением человека, дело в том, чтобы научно выяснить причины существования «отчужденного человека» и правильно обосновать средства утверждения реального гуманизма. А именно это и совершил зрелый Маркс».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam