Наука и техника Наука и техника - В современных условиях
  20.09.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
В современных условиях
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.05.2012 г.

В современных условиях категория отчуждения служит основанием для абстрактно-гуманистической критики капитализма (Э. Фромм, И. Бодамер и др.). Ее недостаток состоит в том, что она затемняет конкретно-историческое видение причин отчуждения в мире, смыкается с технологическим объяснением причин социальных противоречий. В этом смысле она выступает мировоззренческим основанием для утопических концепций гуманизации человеческого мира. Идя от категории «отчуждение», можно пойти по пути Маркса и прийти к научному пониманию путей, ведущих к действительному гуманизму (коммунизму), а можно прийти и к современным утопическим концепциям «гуманизации мира».

В моральной ориентации значимы не только социально-этические категории, но и понятия более личностао-психологического содержания. Ж.-Ж. Руссо в свое время в сочинении «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» сетовал на то, что развитие цивилизации ведет к утрате доверия, искренности, равенства, братства, простоты, взаимной любви, счастья. В XVIII веке эти понятия входят в «семантический инвентарь культуры», они не потеряли своего значения и в современной абстрактно-гуманистической критике капитализма. Эти понятия являются притягательными идеалами для многих людей, сталкивающихся с противоречиями нравственных отношений, противоречиями между жизнью и моралью. Особенно велика их притягательная сила в юношеском возрасте. Многие нравственные конфликты, описанные в мировой литературе, выражены в понятиях доверчивости и вероломства, искренности и обмана, простоты и коварства, любви и неверности и т. п. Поэтому, видимо, небезоснователен призыв Ст. Ангелова раскрыть этический смысл и функции таких понятий, как любовь, ненависть, скромность, героизм, стыд, печаль, вина, доверие и др. Уже первые попытки анализа функциональной роли идеалов любви и дружбы, предпринятые в работах И. С. Кона, Ю. Б. Рюрикова, А. И. Тнтаренко, являются плодотворными.
Сегодня эффективность функционирования многих из названных понятий обеспечивается социальными и психологическими факторами, лежащими в основании жизни и современной культуры, а также тем нравственно-эстетическим смыслом, которым они «обросли» благодаря искусству. Нравственно-эстетический смысл, скрытый в содержании категорий, в олицетворяющих их образах литературы и киноискусства, оказывает ценностно-ориентирующее и ценностно-мотивирующее воздействие на поведение и общение, как бы вводит человека в проблематику современной культуры, предлагает ему набор оценок и нормативов, без которых невозможно представить дальнейшее «окультуривание» жизни.
Некоторые выдвинутые в, истории культуры категории призваны были как бы прояснять смысл жизни, противостоять ложным его интерпретациям. Такую функцию, в частности, выполняло понятие «духовность». Его модификации можно встретить и в этике буддизма, и стоицизма, и христианства, и, наконец, это понятие появляется в культуре XIX и XX веков с •содержанием, близким нашему коммунистическому мировоззрению. Недаром это понятие вошло и в арсенал нашей культуры. Понятие «духовность» в сочинениях абстрактных гуманистов заключало в себе неприятие и скрытую или явную критику нравственной атмосферы буржуазного образа жизни. «Восторгаясь успехами науки и практики, мы - увы! - писал А. Швейцер,- пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не принимаем во внимание значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam