Наука и техника Наука и техника - В современную эпоху
  22.10.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
В современную эпоху
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.05.2012 г.

В современную эпоху, когда понятие «образ жизни» становится объектом острой идеологической борьбы, когда буржуазные идеологи спекулируют некоторыми количественными показателями уровня жизни, достигнутого в развитых капиталистических странах, следует вдуматься в смысл суждений абстрактных гуманистов, подчеркивающих в культуре приоритет духовного над материальным, поскольку эти суждения соответствуют и нашему пониманию социального фактора в культуре, его относительной самостоятельности и ценности.

«Главное в культуре,- писал А. Швейцер,- не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами. Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс. Будут ли материальные достижения несколько большими или несколько меньшими, не является для культуры решающим. Ее судьба определяется тем, в какой мере убеждения людей сохранят власть над фактами».
Подобная позиция была присуща и мировоззрению Л. Толстого. Хотя в отвержении жизни «плотской» Толстой порой впадает в крайности, доходит до аскетизма, все же в том, как он решает проблему соотношения духовного и телесного, можно усмотреть и рациональное зерно. Не понимая действительного значения материального бытия людей, Толстой утверждает, что истинной жизнью человека является его духовная жизнь.
«Настоящая человеческая жизнь начинается только тогда, когда начинается отречение человека от животности». Именно в этом и заключается ценное в понимании писателем сущности человеческой жизни, созвучное нашему мировоззрению. Хотя «жизнь в духе» Толстого и духовная деятельность, духовные потребности общественного человека в их -марксистском понимании далеко не то же самое, все же, пожалуй, можно говорить о том, что в какой-то своей части, в каких-то отдельных своих элементах они, если и не совпадают, то приближаются друг к другу. Признавая первичность жизни телесной («плотской») в онтологическом плане, марксизм, тем не менее, в функциональном плане не сводит смысл жизни к удовлетворению материальных потребностей. С марксистской точки зрения телесная жизнь также есть лишь «леса», а вернее, «фундамент» здания - жизни духовной, истинно человеческой, отличающей людей от животных с их сугубо плотским существованием. В этом состоит, в частности, и смысл нашей мировоззренческой борьбы с психологией вещизма.
Этические категории, как и этические концепции, способны оказывать ценностно-ориентирующее воздействие через образование лишь на тех людей, кто, говоря словами Канта, «развивает свою культуру». В определенном смысле этические понятия - это «знаковая культура», и процесс нравственной социализации личности предполагает длительное и целенаправленное постижение социальных и нравственных «значений», «смыслов», присущих этическим понятиям.
Подлинная культура человека - это обязательно и культура его этического мышления, усвоившего и использующего в своем оценочном восприятии мира и самого себя все богатство этических понятий, выработанных в процессе нравственных поисков человечества.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam