Наука и техника Наука и техника - Идеи Дарвина
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Идеи Дарвина
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Идеи Дарвина
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
01.06.2012 г.

Идеи Дарвина о связи между моральными чувствами и биологическими инстинктами животных, будучи сами по себе антитеологическими, легли в основу целого направления, биологизирующего нравственность и принижающего ее социальную основу (Щ. Летурно, А.Сатерленд. П. Кропоткин, К. Каутский, Т. Гексли).
Социально-исторический метод, содержащий рациональную идею историзма применительно к развитию   общества, может, сохраняя эту идею, в то же время по-разному обращаться с интерпретацией общества. Этот метод будет в полной мере научным лишь при материалистическом понимании общества.

В противном случае он способен вырождаться,   модифицироваться, принимать   форму   и   историко-биологизаторского   понимания общества, и спекулятивного эволюционизма, по-своему   интерпретирующего общественные закономерности. Так, в частности, поступает Г. Спенсер, который рисует общественный процесс по аналогии с естественной эволюцией, как постепенное, медленное развитие от простого к сложному, от однородного к разнородному. Общество, по Спенсеру,  развивается от «воинственного состояния», основанного на принудительной кооперации, к «промышленному состоянию», в котором индивиды будут добровольно сотрудничать между собой. Нравственный прогресс при этом изображается как постепенное приспособление биологической природы индивида к новым условиям социальной   среды, как изменение его психофизической организации. В будущем, обществе индивидуальные особенности будут примирены с общественными потребностями, будет достигнут «величайший индивидуализм вместе с величайшей взаимной   зависимостью, такое равновесие, при котором   каждый, удовлетворяя   нужды собственной жизни, будет в то же время самопроизвольно содействовать удовлетворению нужд всех других членов общества».
Будущая общественная кооперация поставит своей целью добиться максимального счастья для всех своих, членов.
Этическая программа Г. Спенсера, как видно,   не   лишена черт буржуазного либерализма и прогрессизма XIX века. Она в значительной мере натуралистична, так как сводит социокультурные явления к биологическим. Спенсер не усматривает органической связи нравственности с экономическими и политическими процессами, не различает в морали классовых и общечеловеческих элементов, биологизирует саму цель нравственности (продолжение жизни в «длину и ширину»), упуская из виду ее собственно культурную функцию социализации человека.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam