Наука и техника Наука и техника - Э. Дюркгейм
  14.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Э. Дюркгейм
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
08.06.2012 г.

Наиболее глубоким представителем социально-исторического метода мышления, безусловно, является Э. Дюркгейм. В анализе психологической мотивации он отбрасывает как утверждение Т. Гоббса о том, что эгоизм есть основной человеческий инстинкт, так и утверждение Ч. Дарвина и Г. Спенсера о том, что социальная привязанность - недавнее приобретение человеческого рода. По Дюркгейму, с тех пор как люди живут вместе, они испытывают тягу друг к другу. Эту тягу нельзя свести к эгоизму. Если бы люди не имели естественной тяги друг к другу, не было бы и общества с его институтами. Чувства человека не являются неизменными и застывшими, они модифицируются и стимулируются психическими представлениями. Особенно важное значение для мотивации имеет «коллективное сознание». «Индивид - интегральная часть общества, в котором он родился. Последнее окружает его со всех сторон. Изолировать и абстрагировать «Я» от общества - значит уменьшить «Я».

«Я» детерминируется «коллективным бытием» и становится носителем «коллективного сознания». К коллективному сознанию относятся не только коллективно разделяемые моральные нормы, но и осознание этих норм каждым индивидом. Индивид является носителем одновременно группового (общественного) сознания и индивидуального сознания, которое делает его личностью, отличной от других. Живя в обществе, индивид воспринимает моральные нормы как обязательные, они подчиняют его волю. Моральное принуждение - это «самопринуждение», оно психологическое и личностное по своей природе.
Дюркгейм приводит также анализ особенностей воздействия моральных норм на поведение людей в «примитивном» и «развитом» обществах. Первое он называет обществом «механической солидарности», второе - обществом «органической солидарности». Во всех остальных типах обществ, считает он, действует и та и другая солидарность, с перевесом одной из них. В «примитивном» обществе моральная солидарность основана на сходстве индивидов, поскольку у них общие коллективные чувства и они выполняют одинаковые функции. В «развитом» обществе моральная солидарность покоится на различиях индивидов, связанных с разделением труда, а также на чувствах дружбы, основанных на схожести (эти чувства действуют в «примитивном» и в «развитом» обществах, сосуществуя в последнем с чувствами, основанными на несхожести), и, наконец, на чувствах лояльности по отношению к обществу как коллективной целостности («альтруизм, социальная или моральная солидарность»).
Представленные здесь взгляды Дюркгейма, изложенные им в рецензии на работу М. Гюйо «Безверие будущего: социологическое исследование» (1887 г.), показывают, что в рамках социально-исторического метода возможно   социально-психологическое описание динамики моральных чувств в социуме, культуре (хотя, однако, и неадекватное этому процессу). Здесь и совмещение эмпиризма здравого смысла (описание коллективного сознания), и абстрактно-теоретического анализа (объяснение власти коллективных норм, ретроспективное описание поведения людей в различных обществах), и рефлексивности (в описании чувств). Старая парадигма о гармонии получает ново? звучание: гармония мыслится как выражение солидарности, поскольку индивид не существует вне общества, а общество нельзя мыслить вне связей индивидов. Другое проявление новизны в подходе к этой парадигме - историзм, попытка увидеть специфику моральных связей в различных исторически сменяющих друг друга обществах.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
   
designed by sportmam