Наука и техника Наука и техника - Социально-исторический метод
  20.09.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Социально-исторический метод
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.06.2012 г.

Социально-исторический метод этического мышления и сегодня вне марксистского понимания   нравственности - остается наиболее глубоким в понимании сущности   и   закономерностей развития нравственности. Им сознательно пользуются этнографы, описывая социальное и нравственное развитие народов и этнических  групп. Социологи,   антропологи,   этнографы - от У. Самнера до М. Вебера и Т. Парсонса - много сделали для описания стихийно складывавшихся в древних обществах обычаев, для выделения нормативной и моральной регуляции индивидуально-массового поведения, для создания теории «социального действия».

Ясно, однако, как правильно отмечает И. М. Кутасова, что «описания исторически складывавшихся форм поведения и норм регуляции не могут быть собственно обоснованием, т. е. моральным оправданием тех или иных   принципов нравственности. Проблема обоснования нравственных требований, проблема „нравственного законодательства", которая занимала философов нового времени, отвергавших религиозно-авторитарное обоснование нравственности, остается за рамками социопсихологических школ,   широко   распространенных  в   настоящее время на Западе».
В XX веке, в эпоху сложных социальных взаимоотношений, кризисов и революций, крушения старых идеалов и ценностей и рождения новых, большинство школ буржуазной этики отказались от решения проблем, которые вечно стояли перед человечеством: что есть добро? в каком направлении нужно действовать, чтобы его реализовать в жизни? Социологическую направленность этих вопросов этика заменила гносеологической проблематикой: определимо ли добро и должное? каков способ бытия должного? как происходит его познание? каким образом должное становится стимулом деятельности?
Саму по себе постановку этих вопросов нужно приветствовать, так как гносеологические проблемы морали до этого исследовались недостаточно. Однако буржуазная этика либо извратила, либо оказалась беспомощной разрешить поставленные проблемы. Мир должного в ее интерпретации предстал таинственным и непостижимым. «Полное овладение при помощи научного исследования нормальным (нормативным) сознанием в его целом нам недоступно, - писал В.Виндельбанд.  В сферу нашего опыта свет идеала проникает лишь немногими лучами, и убеждение в реальности абсолютного нормального сознания есть уже дело личной веры, а не научного познания».
Вслед за Виндельбандом и Муром здание этического иррационализма активно достраивали деонтологи Причард, Росс, Кэррит, феноменологи Шелер и Гартман, теоретики неопротестантской и неотомистской этики, религиозного экзистенциализма и др. В марксистской литературе проделан глубокий анализ социальных, гносеологических, психологических, общекультурных предпосылок кризиса методологии современной буржуазной этики, ее поворота от рационализма к иррационализму. Отсылая читателей к соответствующей литературе, автор свою прямую задачу видит в том, чтобы рассмотреть пути преодоления кризиса методологии в познании нравственных явлений, сформулировать принципы диалектико-материалистического понимания и познания нравственной сферы.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam