Наука и техника Наука и техника - Соотношение мировоззренческой и прагматической функции
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Соотношение мировоззренческой и прагматической функции
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Соотношение мировоззренческой и прагматической функции
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
22.06.2012 г.

Соотношение мировоззренческой и прагматической функции этического сознания
В духовной культуре общества этическое сознание - заметное явление, многими гранями соприкасающееся с экономикой, наукой, политикой, правом, искусством, религией, мировоззрением через различные виды человеческой деятельности. Наряду с мировоззренческим прагматическому аспекту этических воззрений, этического знания сегодня начинает придаваться все боль шее значение. От этического знания рассчитывают получить наставления и рекомендации, пригодные для практики. Поскольку проблема ставится в такую плоскость, целесообразно поста вить вопрос: в каком смысле применительно к этике возможно говорить о ее прагматических функциях? Являются ли они самостоятельными или это грань, срез, сторона известных функций?

В советской этической литературе прагматичность этического знания оценивается так же, как любого другого вида теоретического знания. М. Г. Журавков отмечает, что отношение между этикой и моралью - то же, что и между теоретическим и обыденным сознанием. «Этика представляет собой в мировоззренческих науках тот пункт, в котором собираются, как в фокусе, во-первых, противоречия и требования, которые идут от обыденного нравственного сознания непрерывно и закономерно, требуя мировоззренческого осмысления. А, во-вторых, мировоззренческие выводы в виде ответной реакции переходят в личностное отношение и поведение человека, в его практику».
Во многих работах прагматические функции этики связываются со способностью нормативной этики облегчать нравственный выбор, предлагать апробированное общечеловеческим опытом решение. Так, например, М. Фритцханд обосновывает возможность трех подходов к морали - этологического, мета-этического и нормативного. Отводя этологии и метаэтике функцию преимущественно описательного характера, нейтральную для практики, М. Фритцханд высоко оценивает общественные - функции нормативной этики. «Каждый человек, - пишет он, - хочет он того или нет, стоит перед моральным выбором, постоянно должен принимать моральные решения, иногда определяющие не только те или иные жизненно важные проблемы, но вообще задающие тон и направление всей жизни. Человек не может, следовательно, не обращаться - если он хочет, чтобы эти решения и выборы были разумными и рациональными, - за советами и указаниями к насчитывающей тысячелетия этической мысли, разработке которой отдавали свои силы, сердце и разум выдающиеся представители человечества. Овладение их наследством значительно расширяет поле возможных альтернатив морального выбора и позволяет опираться в своих решениях на значительно более зрелые выводы, нежели те, к которым можно было бы прийти самостоятельно, без приобщения к многовековой истории моральных поисков и размышлений. Моральный выбор является тем более сознательным, разумным и свободным, чем более он обусловлен знанием развития, перипетий и конфликтов этической мысли на протяжении веков».

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam