Наука и техника Наука и техника - Изучение объективных факторов
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Изучение объективных факторов
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Изучение объективных факторов
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
24.08.2012 г.

Изучение объективных факторов нравственной социализации, уровня социального обеспечения моральных ценностей и воспитательного процесса является не самоцелью этики, а своеобразными «пролегоменами» для обоснования нравственных критериев и требований к личности в конкретных исторических условиях. Первую часть задачи - изучение состояния социальной обеспеченности моральных ценностей и моральных требований к личности - с не меньшим успехом могут выполнить социология и ее разделы. Но сформулировать на их основе нравственные критерии может только этика. Гносеологическое преимущество марксистско-ленинской этики перед другими общественными науками заключается в том, что она дает знание о нравственных критериях и требованиях к человеку, о его нравственных качествах и мотивах поведения.

«Социалистический труженик,- пишет В. Момов,- может аккуратно соблюдать правовые нормы и выполнять административные распоряжения, он может быть убежденным атеистом, обладать высокой культурой поведения и изящными манерами и в то же время быть носителем индивидуалистических убеждений и поступков, лицемерен, нечестен и недобросовестен. С точки зрения коммунистической нравственности подобные явления расцениваются как аморальные и рассматриваются этикой как низкая степень общественного воспитания человека».
Этические требования к личности являются «завышенными», но зато эти требования в наибольшей мере раскрывают существенные стороны социальной природы человека. Поэтому и процесс нравственной социализации является наиболее трудным. Социология может зафиксировать процесс и уровень усвоения личностью социальных функций, прав и обязанностей, вытекающих из общественных отношений. Она может описать социальные формы поведения личности. Но от ее взгляда останутся скрытыми мотивы и внутренние состояния личности. Весь смысл нравственной социализации состоит в формирований нравственных убеждений, соответствующих нравственным критериям, в превращении требований общественного долга в моральный долг, понятий об общественной ценности человека в сознание и чувство собственного достоинства, в потребность высокой оценки со стороны окружающих (сознание и чувство чести), в умение различать добро и зло и глубоко переживать собственную самооценку поступков как добрых или злых (чувство совести). Из такого понимания нравственной социализации можно сделать вывод, что это наиболее сложный вид социализации. Его адекватное понимание доступно только этике. И поэтому только этика оказывается наиболее чувствительной к тому или иному соотношению объективных и субъективных факторов социализации. Повторяем - социология может легче справиться с задачей описания состояния объективных и субъективных факторов социализации. Но уловить гармонию или перевес в соотношении факторов, препятствующих или способствующих нравственной социализации, лучше может сделать этика. Например, этика способна тоньше уловить соотношение между материальными и моральными стимулами в труде. Нарушение необходимых пропорций в соотношении между материальными и моральными стимулами приводит к отрицательным последствиям в сфере нравственного воспитания. Сегодня эта закономерность уже подмечена этиками. «Моральные стимулы,- пишет Ф. Н. Щербак,- если они отрываются от личных материальных интересов, утрачивают свое содержание прежде всего потому, что приобретают характер аскетической жертвенности, столь чуждой социализму. Но столь же ясно и другое: материальные стимулы, личная материальная заинтересованность без сознательной заботы об интересах общества развивают такие качества, как эгоизм, стяжательство, рвачество. Только в связи с заботой о коллективных и общественных интересах личная материальная заинтересованность приобретает ту меру, которая придает ей адекватное нашему обществу содержание».
Точно также этика лучше других наук способна уловить функциональную роль тех или иных субъективных факторов, участвующих в нравственной социализации. Здесь она, несомненно, опирается на методы и достижения психологии, прежде всего на понимание механизмов воздействия среды или ее отдельных компонентов на личность, механизмы персонификации этого воздействия.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam