Наука и техника Наука и техника - Профессиональная этика
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Профессиональная этика
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.09.2012 г.

Профессиональная этика при этом может углублять и усиливать некоторое общие нормы нормативной этики (например, общая норма бережного отношения к природе может и обязала быть конкретизирована применительно к профессии химика, агронома, инженера лесного хозяйства и т. п.).
На современном этапе развития духовной культуры нормативную этику невозможно мыслить без ее обогащения прикладной этикой. Нормативная этика в «чистом» виде пригодна для начальной стадии нравственного просвещения - в средней школе. Но уже в любом профессиональном учебном заведении она должна быть обогащена нормами прикладного значения, знанием психологии общения, профессиональной деонтологии и профессионального этикета.

Обогащение этики профессиональной и педагогической проблематикой усиливает ее прагматические функции. В. Момов считает, что прагматические функции этики можно разделить на три основные группы: социально-организующие (организация, регулирование и управление нравственной жизнью), социально-формирующие (нравственное формирование человеческой личности) и социально-экспериментальные (рациональная организация социальных экспериментов в области нравственного воспитания личности). Специфический аспект потребления этической информации заключается в ее дидактическом усвоении при помощи учебников и пропагандистских форм обучения, целью которых является выработка у личности нравственных знаний, убеждений и оценочных критериев.
На ранних стадиях строительства социалистического общества прагматическое воздействие этики на процессы нравственной жизни было ограниченным. Лишь в условиях развитого социализма организация, регулирование и управление нравственной жизнью, нравственное формирование человеческой личности и рациональная организация социальных экспериментов в области нравственного воспитания личности становятся общегосударственной задачей. «Чем выше поднимается наше общество в своем развитии,- отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии,- тем более нетерпимыми становятся еще встречающиеся отклонения от социалистических норм нравственности. Стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие к человеку противоречат самой сути нашего строя. В борьбе с подобными явлениями необходимо в полной мере использовать и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона - все средства, находящиеся в нашем распоряжении».
В условиях развитого социализма изменяется соотношение между общесоциологическим и специально-этическим управлением. В сферу управления людьми все больше входят нравственные требования и критерии, что усиливает процесс нравственной социализации. Этический голос - это не голос «вопиющего в пустыне», противоречащий законам жизни, а, наоборот, выражение существенных закономерностей социалистического образа жизни, коммунистического строительства. Эффективность специально-этического управления резко возросла, поскольку ведущим субъектом этого управления выступает КПСС.
Коммунистическая партия Советского Союза, местные партийные организации на основе курса, выработанного после октябрьского (1964 г.) Пленума ПК КПСС XXIII, XXIV и XXV съездами партии, последовательно утверждают ленинский стиль работы, чуждый субъективизма, проникнутый научным подходом ко всем общественным процессам, противостоящий любым проявлениям бюрократизма и формализма. «Современный руководитель,- говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду,- должен органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем на любом участке руководитель обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и в быту... Нельзя оставлять на руководящей работе людей, которые проявляют безответственность, живут старым багажом, полагая, что должность сама по себе обеспечивает им авторитет и уважение». О необходимости органического единства в деятельности партийного, административного, хозяйственного работника политических и моральных качеств убедительно говорит в книгах «Малая земля», «Возрождение», «Целина» Л. И. Брежнев. «Ни хозяйственный, ни партийный руководитель не должен забывать, что его подчиненные - это подчиненные только по службе, что служат они не директору или заведующему, а делу партии и государства. И в этом отношении все равны. Те, кто позволяет себе отступать от этой незыблемой для нашего строя истины, безнадежно компрометируют себя, роняют свой авторитет. Да, совершивший проступок должен нести ответственность: партийную, административную, наконец, судебную любую. Но ни в коей мере нельзя ущемлять самолюбие людей, унижать их достоинство».
Субъектами специально-этического управления в нашем обществе выступают местные партийные организации, трудовые коллективы, образовательные учреждения и т. п. За последние годы при составлении планов социального развития на многих предприятиях, объединениях были разработаны и приняты к исполнению «Правила взаимоотношений руководителей и подчиненных». «Свод правил служебных отношений», «Кодекс взаимоотношений в коллективе» и т. п. По предложению специалистов-этиков и при поддержке партийных организаций в Белорусской, Литовской, Украинской ССР введено преподавание этики и основ коммунистической морали в школах, ПТУ, техникумах, вузах.
Отношение между этикой и нравственными отношениями в развитом социалистическом обществе можно сравнить с отношением между наукой и материальным производством: наука, предпосылка и духовная потенция производства, ориентир для практики; этика -своеобразный духовный «посох» для нравственной практики и управления процессами социализации, знание о состоянии нравственных отношении, о целях нравственного воспитания, о средствах достижения цели. Этическое знание - духовная основа специально-этического управления, поднимающего процессы нравственной социализации на качественно более высокую ступень. С общим повышением роли сознательного фактора в жизни общества, роли науки и научного предвидения будет возрастать и роль этической науки в управлении нравственным развитием личности, в решении задач совершенствования процесса коммунистического воспитания. Описывая, объясняя, критикуя, прогнозируя нравственное развитие, этическое знание само становится элементом моральной системы развитого социализма, накладывая на нее свой отпечаток. Для этой системы характерно многообразие социально-нравственных ситуаций в обществе, требующих от индивида умения совершать правильный выбор, высокого сознания ответственности; растет стремление человека к индивидуальному моральному самовыражению, творчеству; понятие «моральная надежность» все в большой степени связывается не просто с соблюдением принятых социальных норм, а с глубокими мировоззренческими позициями, опирающимися на выработанные культурой важнейшие моральные ценности. В кладовой этического знания человек способен получить рациональное обоснование своей моральной позиции, а использование этого знания в организации воспитательного процесса придает нравственной социализации целенаправленный характер.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam