Наука и техника Наука и техника - Формы этического воздействия
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Формы этического воздействия
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Формы этического воздействия
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.09.2012 г.

Формы этического воздействия на нравственно-воспитательный процесс
При общей оценке роли этического знания в нравственной социализации нельзя не учитывать своеобразия воздействия этого знания.
В своем историческом развитии марксистская этика выполняла две последовательно сменившие друг друга фундаментальные функции: обоснование этической необходимости социалистической революции в период ее подготовки и теоретическое обеспечение функций коммунистической морали в период социалистического строительства.

По поводу второй задачи - теоретического обеспечения коммунистической морали, действия ее функций - следует сказать, что исторически не только этика, но и другие виды знаний о морали оказывали воздействие на ее развитие и обогащение. Анализируя влияние теоретических знаний о нравственности на саму нравственность, следует прежде всего выделить влияние политического и философского учений о закономерностях нравственного воспитания, сформулированных в работах В. И. Ленина и его ближайших сподвижников. Среди многих идей о морали и нравственности, высказанных В. П. Лениным, главной является идея о единстве практической деятельности и изменения нравственности широких масс трудящихся. «Мы можем (и должны) начать строить социализм не из фантастического и не из специально нами созданного человеческого материала, а из того, который оставлен нам в наследство капитализмом. Это очень «трудно», слов нет, но всякий иной подход к задаче так не серьезен, что о нем не стоит и говорить».
Марксова общефилософская идея о «совпадении изменения обстоятельств и человеческой деятельности» у В. И. Ленина становится одновременно политической программой приобщения широких народных масс к социальному творчеству, за которой виднелись перспективы глубоких нравственных изменений в психологии и быте народа. Широкие возможности таких изменений В. И. Ленин увидел в первых коммунистических субботниках. «Это - начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии,- писал В. И. Ленин,- ибо это - победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым».
Ленинская социально-политическая теория построения социализма, содержащая в себе одновременно учение о закономерностях становления новой нравственности, лежала в основе практики подбора и воспитания кадров, реализовывалась в организации многообразных форм социалистического соревнования, которое подобно субботникам решало не только экономические проблемы, но и задачу воспитания нового человека.
Следующей по значимости и характеру воздействия на практику нравственных отношений можно назвать политическую теорию о примере коммуниста, влиянии его нравственного облика на руководимые им массы, значении нравственных качеств коммуниста для повышения авторитета правящей партии (разработка проблем партийной этики в трудах Н. К. Крупской, Е. М. Ярославского, А. А. Сольца и др.).

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam