Наука и техника Наука и техника - Этико-педагогическая деятельность
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Этико-педагогическая деятельность
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Этико-педагогическая деятельность
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
12.10.2012 г.

Исходя из существующих классификаций деятельности, этико-педагогическую деятельность можно отнести к ценностно-ориентационному типу. В свою очередь, среди разнообразных видов ценностно-ориентационной деятельности этико-педагогическая деятельность, несомненно, занимает центральное место. Объяснение этому следует искать в целевом характере этико-педагогической деятельности, ее направленности на человека.

«Понятно и то,- пишет М. С. Каган,- что для ценностного сознания наибольший интерес представляет в человеке его социально-духовная сторона, которая поддается целенаправленному воздействию в бесконечно большей степени, нежели сторона природная, физическая. Оттого ценностно-ориентационная деятельность выражается прежде всего в плоскости нравственной, этической, в которой устанавливаются нормы человеческого поведения. В этой же плоскости расценивается и внутренний мир личности, ее я».
В этом подходе достаточно четко обозначена специфика этико-педагогической деятельности. Эта деятельность является целевой, поскольку направлена не просто на личность (что характеризует воспитательную деятельность в целом60), а на формирование в личности определенного уровня культуры, культуры этического мышления, нравственной мудрости. Как заметил В. И. Бакштановский, «нравственная мудрость» не только не дается человеку от рождения, но и не гарантируется обыденным моральным сознанием. Из индивидуально накопленного морального опыта обыденное моральное сознание не может вывести отчетливого знания законов морали. Усвоение общих принципов и решений, формулируемых этикой, готовит личность к решению конкретных моральных ситуаций, «а не уводит «от жизни», как это кажется сторонникам «метода проб и ошибок».
Это положение вполне согласуется с онтогенетическим взглядом на процесс становления мышления. «Достаточно,- пишет М. С. Каган,- сравнить мышление человека на разных ступенях его интеллектуального развития - в детстве, в школьные годы, ;на студенческой скамье, в зрелом возрасте, чтобы стал очевидным процесс «окультуривания» природных способностей интеллекта, процесс постепенного обретения, разработки, шлифовки «мастерства» мышления. Мыслить человека учат так же, как работать или общаться-с другими людьми... Культура отдельного человека определяется богатством приобретенных им социально-человеческих качеств (знаний, умений, идеалов и т. п.), подымающих данную личность над полученными ею генотипическими природными данными».
Выдвижение этико-педагогической деятельности в форме .этического воспитания (этического образования и просвещения) как социально значимой в условиях развитого социализма и в период его дальнейшего упрочения - закономерный итог успехов социалистического строительства. Общефилософски это вполне объяснимо: человеческая деятельность как историческое явление возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и постоянно изменяет. Необходимость этико-педагогической деятельности вытекает из решений XXV съезда КПСС, приветствия Л. И. Брежнева участникам Всесоюзной научно-практической конференции «Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания» (Баку, 1979 г.), постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.). Создание подлинного богатства духовной культуры - благородное дело, способное стать смыслом жизни для многих миллионов людей различных гуманитарных профессий, пропагандистов, идеологических работников.
Этико-педагогическая деятельность - это прежде всего распространение этических знаний, пропаганда, новых форм нравственных отношений, благородных помыслов и мотивов деятельности советских людей. Субъектами-носителями и субъектами-распространителями этического сознания являются не только философы-этики, но и писатели, педагоги, социологи, журналисты и т. д. Философы-этики дают теоретическое знание с морали, наиболее систематизированную информацию. Но сознание этическое доносится в той пли иной степени через все общественные науки. Здесь важное значение приобретает установка преподавателя-обществоведа: рассматривать свою преподавательскую деятельность одновременно и как этическую деятельность-деятельность по воспитанию этического мировоззрения, для которого характерны классовый подход, преданность делу коммунистического строительства, потребность к дальнейшему образованию человеческого «Я». Это ни в коей мере не отменяет положения о том, что основным видом этико-педагогической деятельности является специализированная этическая деятельность, связанная с преподаванием нормативной этики. Именно ей принадлежит решающая роль в воздействии на логическую сторону нравственно-этического мировоззрения. Она способна усиливать действие социальных функций коммунистической морали. В этом ее специфика как фактора воспитания и в этом ее предназначение.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam