Наука и техника Наука и техника - Нормативная этика
  19.10.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Нормативная этика
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.10.2012 г.

Нормативная этика обладает неисчерпаемым арсеналом возможностей воздействия на духовный мир личности - одновременно и хранит знания о нравственном опыте предшествующих поколений, и дает ответы на вопросы сегодняшнего дня.
А. И. Титаренко справедливо замечает, что этика как наука не может подменить свой предмет- мораль в ее специфических социально-личностных функциях, но она может развивать эти функции, предложить верную ориентацию, объяснение, прогноз, т. е. на новом уровне и в несколько ином спектре взять на себя функции моральной ориентации, оставляя для человека больше возможностей для обдумывания и «проигрывания» ситуаций, чем это допускают реальные нравственные ситуации. Подобно тому, как любая «школа» предваряет жизнь, так и этика предваряет вхождение в нравственную жизнь общества.

И как нельзя войти в жизнь, минуя «школу», так, очевидно, и в нравственную жизнь легче входить, пройдя через школу этического осмысления нравственного опыта поколений и нравственных ценностей, накопленных человечеством. Этика в большей степени, чем мораль, способна к прогнозированию, опережающему отражению ценностных ориентации. «Забегание вперед» в сочетании с реалистическим пониманием тенденций нравственного развития общества - характерная черта марксистской этики. Она не просто ориентирует человека в системе устоявшихся моральных норм, обычаев, традиций, стандартов поведения, но стремится развить в человеке качества, привычки, убеждения более высокого порядка. Марксистская этика выдвинула основные принципы коммунистической морали раньше, чем сложился социалистический тип личности с его нравственными ориентациями и моральными стимулами деятельности. «Социализм,- писал В. И. Ленин,- не готовая система, которой будет облагодетельствовано человечество». Социализм есть непрерывный процесс совершенствования общественной и личной жизни, процесс, который требует активного творческого участия всего общества. Поэтому марксистская этика в каждом человеке видит субъекта общественного действия, воспитания и самовоспитания. Она раскрывает глубокую связь между общественной и личной жизнью человека при социализме, между причинами общественного динамизма и духовным созреванием личности, между личной моральной удовлетворенностью и счастьем в его моральном аспекте.
В системе морали имеются простые правила, в которых закреплено то, что стало привычным для общества, прочно вошло в психологию людей и в практику нравственных отношений. Это - правила благодарить за добро, выражать сочувствие, извиняться за невольную оплошность, выказывать осуждение актам бесчеловечности, жестокости, нечестности. Названные правила составляют «золотой фонд» общечеловеческого в культуре. «Усиливающая» роль этики состоит в раскрытии жизненно-смысловых и культурных функций простых правил любого человеческого общежития.
К простым правилам нравственности и справедливости близко примыкают правила этикета - вежливости, корректности, точности, скромности. Разработка, кодификация основных правил социалистического этикета объединяет сегодня усилия этиков и представителей других областей социального знания, а нормативную этику поднимает на высоту практической науки, знание которой необходимо руководителям и подчиненным, партийным и советским работникам, педагогам и наставникам и т. д.
С этих же позиций надо оценивать и попытки этиков совместно с представителями соответствующих наук кодифицировать профессиональные моральные обязанности врача, юриста, журналиста, работника милиции, сферы обслуживания и др.
Еще более серьезными, чем задачи усвоения простых правил и норм нравственности и этикета, оказываются задачи по пропаганде и усвоению людьми моральных принципов, которые в отличие от правил предписывают более сложные задачи поведения. Моральные нормы и принципы представляют собой своеобразные модели типов поведения (например, быть образцом в труде, не мириться с унижением человеческого достоинства, проявлять высокую гражданскую сознательность и т. п.). Следование норме и принципу требует от человека большего, чем выполнение правила: участия его сознания, работы воображения, своеобразного творчества. Ведь жизнь постоянно преподносит человеку уроки, ставит перед ним сложные вопросы, требует принятия решений в конфликтных ситуациях. В проблеме выбора марксистская этика занимает принципиальную позицию: нравственный выбор в основном зависит от самого человека. Это не означает, что она сбрасывает со счета уровень социального развития общества, конкретных районов страны, конкретных условий, в которых живут различные слои советского народа. Только единство нравственного и социального развития может обеспечить успешное строительство новой жизни. «Эффективность воспитательной работы значительно снижается там, где возникает разрыв между словом и делом, где не обеспечено единство организационной, хозяйственной и идеологической работы». Однако данное положение не означает и не должно означать всепрощенчества или оправдания безнравственных поступков, нарушения норм коммунистической морали в условиях, где еще не обеспечено единство хозяйственных и нравственных требований.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam