Наука и техника Наука и техника - Анализ этического сознания (заключение)
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Анализ этического сознания (заключение)
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.11.2012 г.

Анализ этического сознания как диалектического единства его форм - морально-этической рефлексии, нравственно-этического мировоззрения, философско-этической мудрости, этического знания и знаний о морали и нравственных отношениях, накапливаемых всеми общественными науками,- позволяет в заключении книги выделить наиболее важные моменты изложенной в ней концепции.
Введение понятия «этическое сознание» с присущим ему смысловым содержанием позволяет более аргументировано объяснять присущую морали функцию опережающего отражения действительности. Мораль есть форма общественного сознания, нормативно-ориентационная система ценностей, норм, принципов поведения, нравственной деятельности, адресованных личности и рассчитанных на свободное и добровольное их принятие и выполнение.

Мораль является важнейшим фактором проведения в жизнь интересов классов и социальных групп, ее нормативы «отягощены» экономическими, политическими, правовыми, общекультурными запросами общественных классов. Этическое сознание как мировоззренческо-теоретическая сторона морали выполняет по отношению к ее нормативной стороне двоякую функцию - является, во-первых, «лабораторией» по производству моральных нормативов через механизмы рефлексирования и мировоззренческой оценки отношений между жизнью, моралью и культурой и, во-вторых, «лабораторией» по исследованию морали, ее структуры и функций, эффективности морального фактора, средств усиления морального воздействия на все -сферы общественной жизни.
Этическое сознание, занимаясь осмыслением соотношения жизни и морали, способно проявлять самостоятельность и становиться в «оппозицию» по отношению к нормативной стороне морали, в особенности морали сословной, узкоклассовой, кастовой и т. п. Оно способно увидеть в жизни более широкие тенденции развития, выступить в защиту гармонии интересов личности и общества. Этическое мировоззрение нередко пыталось примирить мораль с жизнью, защитить жизнь от «тирании» морали, изживший себя, устаревшей, косной, консервативной. В то же время этическое мировоззрение, как и этическая мудрость, всегда стояло на стороне морали в оценке культуры, направленности ее развития, отстаивало культуру, одухотворенную моралью.
Основной трудностью в исследовании обыденных форм этического сознания является их тесная связь, «сращенность» с моральным сознанием, что препятствует осознанию различия между нормативностью (преимущественно) морального сознания и аксиологичностью этического сознания, апеллирующего в форме рефлексии и мировоззренческой оценки к сущностным потребностям человеческого бытия, постигающего и отстаивающего необходимость гармонического развития культуры и реагирующего на все проявления ее дисгармонии. Но в той мере, в какой удается уловить и постигнуть эту специфическую природу этического сознания, становятся понятны внутренние механизмы саморазвития духовной культуры, истоки ее переориентации. Этическое сознание выступает «живым нервом» духовной культуры, одним из тончайших механизмов ее функционирования, средством обнаружения несогласованности ее элементов. В то же время в форме мудрости оно хранит в себе понимание совершенства в нравственных отношениях и в духовном облике личности.
В духовной культуре важнейшие ценностно-ориентационные функции выполняет теоретическая форма этического сознания - концептуально-категориальное знание. В отличие от морали, стихийно регулирующей отношения людей, этическое знание проясняет им смысл моральной регуляции, выдвигает концепты смысла жизни, ценности человека, роль и назначение морального фактора в жизни общества. Этическое знание раскрывает смысл дихотомии личность - общество, человек - мир: условием блага общества и личности является нравственное добро; общество способно развиваться лишь благодаря осознанному и добровольному выполнению людьми общественных требований, превращению их в моральный долг; сохранение и развитие человеческой культуры, земной цивилизации в перспективе невозможно без согласованных действий «аредов. Этическое знание интерпретирует и углубляет 'содержание «золотого правила» нравственности, показывает тенденции расширения границ его действия в современных условиях. В своих высших мировоззренческих выводах этическое знание содержит ориентацию на совершенствование мира, достижение его большей пригодности для бытия человека.
Определенное несовпадение этического и морального сознания, различие в их устремлениях позволяет объяснить возможность отказа от усвоенных в процессе социализации моральных принципов, убеждений и перехода на другие моральные позиции. Моральные предписания обретают для индивида значение ценностей только через рефлексивно-мировоззренческое осмысление их мудрости в сопоставлении с запросами жизни и тенденциями развития культуры. Изменение, обновление морали, ее норм и принципов происходит на основе оценочно-критической деятельности этического сознания, что, несомненно, углубляет наше понимание внутренних механизмов творчества в сфере морали.
Этическое знание генетически является теоретическим прояснением и усилением мировоззренческих устремлений морали, ее обращения к жизни, непрекращающихся попыток согласовать запросы жизни с требованиями морали. Противоречие жизни и морали - это вечное и реальное отношение самой действительности, разворачивающееся как в крайних формах конфликта и гармонии, так и в промежуточных формах расхождения законов жизни и законов морали. Этическое знание при этом видит свою миссию не только в исследовании реальной нравственности, но и в конструировании (так было в истории) моделей совершенных нравственных отношений. С одной стороны, этические учения отстаивали автономию индивида, с другой - создавали концепты и теории гармоничных нравственных отношений. Историю развития этического знания можно представить в виде смены ряда парадигм, преемственно отрицавших друг друга, с сохранением идеи гармонии, которая, обрастая все более конкретными знаниями об условиях ее реализации, получает завершение в марксизме - в теории социального обеспечения всестороннего и гармонического развития личности.
В противоположность всей предшествующей философии и этике, стремившихся объяснить мир, марксизм поставил своей задачей указать пути его совершенствования, революционного преобразования. Так же он подходит и к моральным проблемам. Сила марксистской этики - в ее связи с повседневным опытом человека, в четком понимании условий, в которых утверждаются моральные и духовные ценности новой цивилизации, а также самого характера ценностей, от упрочения которых в жизни зависит прогресс социалистической культуры, торжество социалистического образа жизни. Программные цели нашей партии в области формирования коммунистического сознания людей - воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности социалистической Родине, делу коммунизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. В решениях XXV съезда КПСС отмечалось, что «воспитывать такую сознательность не так просто, особенно учитывая, что имеешь дело с людьми молодыми, с еще не устоявшимися характерами. Они готовы искренне, горячо откликнуться на любые хорошие начинания. Но столкновение с формализмом, с бюрократическим подходом к воспитательной работе гасит огонь сердец. А ведь наша задача не только сохранять, но и раздувать этот огонь. Мы хотим, чтобы энтузиазм, живость ума, молодая энергия оставались у наших людей на всю жизнь».
Усвоение моральных ценностей социалистического образа жизни, превращение их в убеждения, в активную жизненную позицию, в сознательное отношение к общественному долгу, «когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения», возможно лишь на основе духовной сопричастности человека к практике коммунистического строительства, к социальным и нравственным идеалам, за которые боролись революционеры всех эпох и поколений. Для молодого поколения эта сопричастность достигается в процессе образования и воспитания.
Коммунизм утверждает культуру, которая впитывает в себя все достижения человеческой мысли, простые нормы нравственности и справедливости, выработанные народными массами, и гуманистические идеалы мыслителей, мечтавших о переустройстве жизни. «...Самая большая ценность нашего времени - ощущение единства всех ценностей, когда-либо созданных человеком, и чувство собственной сопричастности этому единству». Время не отдаляет, а приближает к нам богатство этических размышлений А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Обращаясь к истории духовных движений, становления этической мудрости, современный человек имеет возможность более углубленно заглянуть в самого себя, сформулировать свою моральную позицию перед лицом других людей, коллектива, общества, человечества. Поэтому, выдвигая для исследования проблему взаимодействия морального сознания и этических воззрений, автор видел свою задачу прежде всего в том, чтобы выявить механизмы формирования нравственных начал в самом человеке, действенность этической мудрости и этического знания в ценностных ориентациях, актуальность для современного этапа коммунистического строительства всестороннего этического просвещения.

 
След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam